По Плотину, душа принадлежит божественной природе; она и делима, и неделима, ибо сама по себе остается целой, делима же в сфере тел, благодаря свойственному им разделению. Душа есть и единое, и многое; тела — только многое; Высочайшее — только единое (Эннеады. Трактат IV, гл. 1-2).
Мировая душа (Единое, высшее Я, брахман) - тоже эйдос - вечный, абсолютный и совершенный образец (образ) воплощенных в тела индивидуальных душ. Индивидуальные души (атман) являются не частями единой и неделимой души, а ее отражением, маской, проявлением.
Также и в индуизме Мировая душа (Брахман) едина, неделима, не состоит из частей и является первоисточником всего явленного. Индивидуальная душа есть проявление мировой души. Явление и его источник - не две разные субстанции. Выражение "Атман есть Брахман" указывает на соотношение явления и его источника. То же самое говорил Христос: "Я и Отец одно" (Ин.10:30).
Теория креационизма о создании человека по образу и подобию Бога, имеет определенное сходство с учением Платона об эйдосах - идеальных образцах вещей, но со значительными поправками и изменениями. Каждая индивидуальная душа - монада, по теории креационизма, является не частью, не воплощением (маской образа) Бога, а имеет иную - тварную природу. При этом, христианская душа бессмертна и как у эйдоса, у нее нет внешней причины существования. Но здесь уже присутствует скрытое противоречие: души и людей, и падших ангелов животворит Дух (Бог). Понимание “по образу” имеет смысл не воплощения, а подражания ИНОМУ. Под подобием понимается наличие у индивидуальной души чувств, ума - свойств, присущих Богу.
Ну казалось бы, что такого? Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса! На самом деле этот микс платонизма и креационизма привел к катастрофичным для христианства последствиям.
Платон, как и все античные люди, говорил: моя душа. Под словом “моя” язычники понимали бытие Единой души в индивидуальном теле.
Христиане (бывшие язычники) продолжали говорить "моя душа". Но понимание души изменилось, и под словом “моя” в парадигме креационизма не находилось сущности, которой принадлежала душа.
Декарт в пику христианству присвоил этой сущности статус субъекта. И способностью мыслить (cogito ergo sum) наделяет уже не душу, а субъект. Таким образом субъект (вместо души) появляется гораздо раньше, чем антихрист (вместо Бога). Реакция христиан была более, чем странной. Вместо того, чтобы проклясть само понятие субъект, христиане его ассимилируют. Теперь любой священник и прост верующий использует слово субъект даже не осознавая, что субъект это то, что вытеснило душу, которую христиане на словах так рачительно спасают.
Жизнь - бытие единой мировой души в телесной оболочке, в мире. Смерть - переход души из явленного в первозданное непроявленное состояние. Находясь в явленном мире, индивидуальная душа забывает о своем божественном источнике. Осознанность - это припоминание единства индивидуальной и мировой души.
Перед смертью по приговору Афинского суда Сократ говорил друзьям: "Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью" (Федон). Друзья предлагали Сократу совершить побег, но Сократ отказался. Можно сравнить со словами Христа: "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает её у Меня, но Я сам отдаю её по Своей воле. Я имею власть отдать Свою жизнь и имею власть вновь получить" (Ин.10:17-18).
Без вочеловечивания Сына Бог относился к людям на удаленке, как оператор боевого дрона. Не находясь с объектами в личных отношениях, невозможно испытывать по отношению к объектам какие-то личные чувства -любовь, зависть или обиду. Заповеди или устав дают инструкцию, как действовать при наступлении определенных обстоятельств, не испытывая личных чувств. И Бог, и оператор знают, что если устроить Великий потоп или пульнуть по объектам ракетой, то им, в отличие от объектов, ничего не будет. Даже если злые люди собьют дрон - пострадает только форма, а не суть. Поэтому им нечего бояться , они бессмертны и бесстрастны. Люди боятся, поскольку их бытие в мире.
Бог воплотился, вочеловечился, и претерпел страсти и искушения, чтобы показать, что родина человека (души) - не мир. Родина души не в мире. "Царство мое не от мира сего".
Смысл благой вести Христа в том, чтобы человек осознал
1. себя не как тело, не как личность или субъект, а как душу;
2. божественную, а не сотворенную природу души;
"И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. ...Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же... Воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И сказал...: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Марка 8:32-35).
Христос указал на проявление божественной природы в индивидуальной человеческой душе, напомнив иудеям слова пророка Асафа: "Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы" (пс. 81:6). Человек, осознающий свою божественную природу - это господин, господь.
Социум - проявленная система и рассматривает человека не как проявление единой души, не как свободного господина, а как воина, производителя, менеджера, работника. Поэтому социум дает человеку знания и воспитывает в человеке качества, нужные социуму. Принципы общественного интереса к личности изложены Платоном в методе воспитания стражей (4 глава Государства). Сократ предлагал воспитывать стражей посредством мифов. Мифы людям подбирают и препарируют таким образом, чтобы каждый занимался своим делом. Принимая за истину те установки, которые дает человеку система, человек становится инструментом системы и впадает в невежество.
Ветхозаветные фарисеи и первосвященники формировали в народе нужные социуму качества под видом служения Богу и исполнения божественной воли - посредством мифов. Лицо, работающее ради обслуживания чувственных желаний - раб, менеджер. Фарисейство - сознательное насаждение идей, формирующих рабство с целью паразитирования на невежестве.
Чтобы народ не возомнил себя свободным (господом), нужно в первую очередь насадить ложное учение о душе. Для этого был придуман креационизм, по которому душа - это сотворенная из ничего встроенная в тело монада, имеющая не божественную, а тварную природу. Эта отделенная от Бога душа повреждена первородным грехом. Поэтому человек должен эту душу-монаду спасать. Воин - приносить в жертву себя, трудящийся платить налог и десятину и т.п.. Это - грубая подмена. Спасти душу, имея ложное представление о душе невозможно. Христос пришел, чтобы дать евреям истинное учение о душе: "Я послан только к заблудшим овцам Израиля" (Мф 15:24). Это же Христос сказал ученикам: "на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.10).
В этом суть Нового Завета, его главное отличие от Ветхого и вся суть конфликта между Христом и ветхозаветным священством. Христа распяли из-за того, что давал рабам истинную картину мира: “познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8:32). Именно о понимании верующих единства души Христос молился перед казнью: “да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едины славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино”. (Ин.17:21-23). Последние отголоски учения Христа о Единой душе мы находим Деяниях апостолов: "Народу же веровавшему бе сердце и душа едина" (Деян. 4:32). Позже "едина" стали переводить как "одна", делая смысл слова переносным.
Пока христианство не было государственной религией, христиане так к себе и относились: "вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет 2:9).
Для рабовладельческого государства осознание человеком своего божественного достоинства было неприемлемо. Естественно, что христиане были гонимы. Чтобы избежать гонений и стать государственной религией, Церкви пришлось пойти на компромисс - начать выполнять социальный заказ государства по воспитанию народа посредством мифов - начать служить "мироправителям тьмы века сего" (Еф. 6:12). То, ради чего Христос выгнал из храма меновщиков и торговцев, становится в христианстве нормой.
Переломным пунктом христианской истории можно считать изгнание епископами из Церкви Иоанна Златоуста, после осуждения которого стрелка христианского понимания человека переметнулась на путь политической философии и изменила понимание человека, души и жертвы в направлении фарисейства. Если Христос учил: «Вы - боги!», то церковь вновь достала скелет фарисейского учения: «Вы - твари!»
В парадигме Платона церковь стала выполнять роль преподавателя мифов для народа. Обществом управляют менеджеры разного уровня. Менеджер — это лицо, подписавшие с нанявшей его компанией контракт о том, что он будет выполнять поставленные компанией задания и не будет рассуждать о более высоких материях и не будет философствовать.
Приходской священник - это мелкий менеджер. Патриарх или президент - это точно такие же менеджеры, только покрупнее и более высокооплачиваемые. Задачу, возложенную политической философией на такой религиозный миф, как христианство, является воспитание рабов, производителей и воинов, то есть людей, которые овладевают какими-то навыками для выполнения производственных задач - строительства, производства, медицины, защиты социума. Эти люди должны быть кроткими (от слова крот), нестяжательными (не требовать большой зарплаты, мужественными, где каждый должен заниматься своим делом (менеджер). Народ не должен рассуждать - не быть философом, потому что философия делает рабов свободными.
Правящему классу нужна религия, если и не признающая императора богом, то хотя бы подчеркивающая божественную природу власти. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению.» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. Апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14).