"Восстань из пепла, Севастополь, Герой, прославленный навек! Твой каждый уцелевший тополь Взлелеет русский человек.
Те камни, где ступал Нахимов, Нам стали дороги вдвойне, Когда мы, нашей кровью вымыв, Вернули их родной стране.
Израненный, но величавый, Войдешь ты в летопись веков — Бессмертный город нашей славы, Святыня русских моряков.
И наши дети внукам нашим Расскажут в бухте голубой, Как гордо ты стоял на страже, Прикрывши Родину собой!"
Василий Лебедев-Кумач
Севастополь щедро подарил нам возможность за один день 02.09.2020 увидеть: 35-ю береговую батарею, Сапун-гору, Малахов-Курган, достопримечательности мыса Фиолент: Свято-Георгиевский монастырь и фантастические виды со смотровой площадки (мыса) близ поселка Фиолент, но день еще не закончился, а уезжать из Севастополя, не погуляв хоть немного по набережной, мы посчитали большим упущением. Немного "побродив" по карте, решили ехать в район Графской пристани.
Как ни странно, место парковки было найдено прямо вдоль дома №4 по ул.Ленина . Пройдя метров 300 вперед, оказались у временного ограждения и оцепления из полиции, установленного вокруг площади Нахимова П.С. с воздвигнутым здесь величественным памятником этому выдающемуся флотоводцу, адмиралу. Книжками о морских баталиях под его командованием я зачитывался в юношестве, поражаясь масштабности и силе духа этого человека. Для меня - внука офицера военно-морского флота, в моей душе, Севастополь всегда имеет особое значение.
Слова Нихимова П.С. на основании его же памятника.
Какие здесь могут быть комментарии? У Нахимова П.С слова никогда не расходились с делом, ибо был адмиралом флота Российского и баталии морские были для него зело важны, не то что придворные и прочие никчемные политесы и потребы. 02.09.2020 Севастополь присоединился к всероссийской акции «Великое кино Великой страны».
На площади всё готовили к приезду киноактеров и эстрадных коллективов приглашенных для выступлений. В афише значилась программа с кинофильмами о войне с участием: Василия Ланового и Андрея Мерзликина. В программе значились: выступление Сергея Жигунова, Ирины Апексимовой, неповторимого хора Сретенского монастыря. Начало должно было быть в 19 ч 30 мин.
До начала мероприятий было еще более часа и ноги сами привели к рядом расположенной Графской пристани (Южная бухта города).
Место это является одной из многочисленных достопримечательностей Севастополя.
Отсюда отправлялось множество прогулочных суденышек, рядом мы увидели и причал Севастопольского морского порта с хорошо знакомыми нам по детству (на р.Волга и её притока - р.Большой Черемшан) судами на подводных крыльях.
Женщина-зазывала активно предлагала "последнюю" экскурсию по бухтам Севастополя. Обиды не было, каждый зарабатывает как может. Посмотрев друг на друга, сразу согласились и уже через 5 минут шли на посадку в небольшое прогулочное судно, капитан которого оказался еще и гидом. Судно - аккуратное, хотя и "видавшее виды". Не знаю кто был этот капитан, но он не только мастерски управлял "посудиной", но и увлеченно и четко рассказывал обо всём, что можно было увидеть с бортов судна и делал это с душой, вовремя, несмотря на активное движение прогулочных судов во всех проходимых нами бухтах! Чувствуется, капитан любит своё дело!
Вспомнил слова деда - военно-морского офицера, сказанные мне в далеком детстве: "Запомни внучок! Корабли и моряки по морям и океанам "ходят", а не"плавают"! Плавает только г...! Запомни это!!!". Капитан суденышка рассказал о каждом здании, которое мы видели на берегу, сомнений не осталось - он знает всё, ему здесь всё - родное. Невольно вспомнились кадры фильма "Брат" в исполнении Сергея Бодрова, читавшего следующее стихотворение Владимира Орлова:
«Я узнал что у меня
Есть огромная семья!
И тропинка, и лесок.
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое.
Это всё моё родное!
Это Родина моя!»
Проход по Южной бухте начался встречей вот с таким "красавцем".
Увидеть такой корабль - особое и в нашем случае - очень редкое (случайное) событие!
Экскурсия была проведена с обходом всех ближайших бухт и мы могли рассмотреть все суда, а капитан успел дать самые интересную информацию о каждом из них.
Судно "Сергей Балк".
Судно "СР-137". В судне технически реализована технология размагничивания корпусов подводных лодок и это еще одно проявление гения Игоря Васильевича Курчатова известного учёного, заставившего атомные технологии служить не только военным, но и мирным целям современной атомной энергетики России и написать здесь можно очень много и интересно. Но это не предмет данной статьи.
Перед нами могучее судно-кран СПК-46150. Плавкран "СПК-46150" был заложен 13.05.2015 г. в Санкт-Петербурге на ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" (заводской №906). Спущен на воду 08.04.2016 г., в августе-сентябре 2016 г. под буксирами осуществил межфлотский переход вокруг Европы в Севастополь, куда он прибыл 26.09.2016 г.
Плавучий кран "СПК-46150" вступил в состав Черноморского флота в октябре 2016 г. С середины ноября 2016 г. по конец января 2017 г. плавкран работал в порту Тартус (Сирия), обеспечивая обустройство и расширение российской военно-морской базы в Сирии. В настоящее время плавкран входит в состав 205-го отряда управления вспомогательного флота.
Ракетный катер "Р-60" проекта 12411 был заложен 10.12.1985 г. на Средне-Невском ССЗ (заводской № 207), спущен на воду 30.12.1986 г., вступил 12.12.1987 г. в строй Черноморского флота.
Адмиральские катера.
Судно контроля физических полей "СФП-183" было построено в Зеленодольске на ССЗ им. А.М. Горького (заводской №309). Вступило в строй 15.08.1991 г., вошло в состав Черноморского флота.
Судно "Петр Градов". Малое гидрографическое судно "ГС-398" было построено в г.Гданьске на ССЗ "Сточни Полночни", по исходному проекту 872 (заводской №872/13). Спущено на воду 09.02.1980 г., вступило в строй 10.06.1980 г. В 1981 г. судно было модернизировано в опытное судно и переименовано в "ОС-265". Находилось в составе 184-й станции морских исследований, с базированием на Балаклаву, предназначалось для транспортировки боевых дельфинов.
С 01.01.1996 года опытное судно было переклассифицировано в военный транспорт, и переименовано в "ВТР-75". В 2004-2005 гг. Туапсинский СРЗ провел модернизацию судна по пр.872Э (судно экологического контроля). Проект переоборудования был разработан в КБ "Вымпел". 24.04.2005 г. был подписан приёмный акт переоборудования судна "ВТР-75" в экологическое судно "Пётр Градов".
Старое судно "Истра". Танкер под первоначальным названием "Else" был заложен в 1941 г. на судостроительной верфи "D.W. Kremer Sohn." (заводской №854) в Эльмсхорне (Германия). В мае 1945 года судно "Else" было захвачено британскими войсками в Тронхейме, Норвегия. Танкер под названием "Empire Tigina" включили в состав ВМС Британии.
После победы над гитлеровцами 20.06.1946 г. танкер по репарации был передан (в качестве трофея) СССР. Танкеру уже 80 лет и он до сих пор перевозит дизельное топливо, до 6 видов специальных масел и заправляет военные корабли и вспомогательные суда. Интересно и то, что танки судна эмалированы и до сих пор не ржавеют! На сегодня это единственное оставшееся в строю российского ВМФ судно, полученное по репарациям Второй мировой войны.
Судно "Челекен". Гидрографическое судно "Челекен" было построено в Польше, Гданьск, на верфи «Сточни Полночни» (заводской №17). Спущено на воду 30.05.1970 г, вошло в состав флота 27.10.1970 г. В мае 2006 г. судно привлекалось к работам по поиску потерпевшего 03.05.2006 г. катастрофу над Черным морем лайнера А-320 компании Армавиа.
Два судна размагничивания корпусов подводных лодок. Об этом типе судов я писал выше и этим ограничусь.
Корабль с бортовым номером "844". Противодиверсионный катер "П-433" был заложен 12.01.2015 г. на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького (заводской №988), спущен на воду в 2017 г.
Новенькие быстроходные катера проекта "Раптор". Серия российских высокоскоростных патрульных катеров прибрежной зоны. Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» относятся к кораблям 4-го ранга в ВМФ ВС России.
Одна из трех подводных лодок в бухте. О ней писать не буду! Подлодки этого не любят!
Старая подводная лодка проекта продолжает трудится в режиме автономного источника электроэнергии. В море ей уже не выйти, а вот поработать ее генератор еще может и не один год.
Современный корабль береговой охраны.
Один из "мокрых" доков для ремонта кораблей.
Здесь же расположено ремонтное предприятие "Севморверфь".
Насыщенная кораблями Южная бухта постепенно закончилась, хотя в открытое море мы так и не вышли. Экскурсия этого не предполагает. На снимке одно из прогулочных суденышек, а береговая линия на снимке - северная сторона Южной бухты.
На снимке здание Михайловской батареи. Михайловская батарея была построена в 1845 году по проекту инженер-полковника Бюрно и в комплексе с Константиновской, Александровской, Николаевской и Павловской (последние три крепости не сохранились до наших дней), защищала Севастопольскую бухту от вражеских кораблей.
Константиновская батарея.
Здание апартаментов Sunny Wave. Необычная архитектура здания.
Памятник Затопленным кораблям. Год сооружения 1905.
Бульвар со стороны моря.
Рядом ресторан с необычным названием "Мекензи 1783". Оказалось, это панорамный ресторан на ул.Нахимова д.2. Цены тоже - "панорамные".
Вид на здание Севастопольского морского порта (Севморпорт).
Обошли на прогулочном судне Артиллерийскую бухту и вернулись к Графской пристани. 40 минут экскурсии пролетели "на одном дыхании" и каждый из нас сошел с судна на берег, находясь под впечатлением услышанного от капитана, рассказавшего столько интересного. После экскурсии мы вышли на набережную, прошли многочисленные летние кафе и ресторанчики и дошли вот до такой памятной доски в честь 220-летия основания Севастополя.
Закат Солнца застал нас с женой напротив памятника Затопленным кораблям. Вот такой необычный вид на выход в Черное море из Севастопольской бухты.
Еще один снимок заката 02.09.2020 в Севастополе на выходе из Севастопольской бухты в Черное море.
А на набережной гуляли сотни отдыхающих и их становилось всё больше.
Гуляя по набережной, обратили внимание на настенные памятные доски, посвященные памяти боевых кораблей эскадры, погибших в жестоких боях. Кто читал любит историю, тот хорошо знает эти имена:
Есть также памятная доска с именами боевых кораблей защищавших и освобождавших Севастополь.
Интересна памятная доска о боевых кораблях - "гвардейцах".
Сделав напоследок снимок, пошли назад, к площади Нахимова на которой уже начался праздничный концерт. Часть отдыхающих с удовольствием слушали многочисленных бардов, поющих свои песни и песни известных авторов, дети бегали и радовались теплому сентябрьскому дню. Мороженщицы ловко меняли деньги на мороженное, бывшее в ассортименте.
Подойдя к площади Нахимова, купив на "ужин" чай и пару роллов, немного посмотрели концерт, аккуратно перекусив здесь же. Хлеба и зрелищ?
Выступление Константина Крюкова в составе торжественного театрализованного пролога.
Засиживаться не стали, впереди был выезд из Севастополя. В Балаклаву опоздали и теперь пора было искать ночлег. Ближайшим из намеченных мест был палаточный лагерь "Гераклея" в бухте "Ласпи", ибо какой же турист-дикарь отдыхает без палатки и в отелях? Отели - выброс денег!
А вы были в Севастопольском морском порту? Не были? Если мы смогли передать вам увиденное, ставьте лайк!