Найти тему

Лодейное Поле - колыбель русского флота

В путешествиях бывает так, что город, от которого ожидаешь многого, разочаровывает, а какой-нибудь транзитный пункт становится настоящим открытием. Так произошло у нас с Лодейным Полем, в котором мы планировали только переночевать.

Приятные изумления начались ещё с отеля (а это всегда хороший знак в путешествиях!): невзрачный с виду, внутри он оказался вполне на высоте, а спалось нам в номере так сладко, что наутро не хотелось никуда уезжать!

Но это я забежала вперёд. Продолжу по порядку.

Вечером мы заселились в отель и пошли прогуляться. Сначала увидели купола церкви и решили посмотреть на неё вблизи.

Лодейное Поле.  Фото автора
Лодейное Поле. Фото автора

Постройка оказалась не старинной, но вполне симпатичной. И место было выбрано для храма удачное - почти на набережной Свири, где располагаются основные достопримечательности Лодейного Поля.

Главная из них - Аллея славы, на которой расположены несколько памятников погибшим в Великой Отечественной войне.

Около памятников - множество цветов, венков и горит вечный огонь, хотя день был не праздничный. Видно, что о мемориале заботятся не ради галочки, а по велению души.

Здесь же, на Гвардейском кладбище, в 2016 году появился новый памятник - Чёрный тюльпан, установленный в честь солдат, не вернувшихся из Афганистана и Чечни.

Лодейное Поле. Памятник "Черный тюльпан". Фото автора
Лодейное Поле. Памятник "Черный тюльпан". Фото автора

С берега открывается прекрасный вид на реку Свирь, которая весьма широка в этом месте. Несмотря на то, что ещё лежал снег, а Свирь ещё спала подо льдом, пейзаж завораживает: вот она настоящая Россия!

Ведь именно здесь зарождался российский флот, о чем напоминает первый памятник Лодейного поля, установленный здесь в 1832 году. Памятник стоит на том самом месте, где в 1703 году был дом Петра Первого, в котором царь жил во время строительства Олонецкой верфи.

Рядом со старинным памятником совсем недавно появились новые скульптуры, рассказывающие о Лодейном поле, как о колыбели российского судостроения.

Ведь Адмиралтейство появилось здесь раньше, чем в Петербурге, в 1702 году. Олонецкой верфи и постройке на ней первых судов для Балтийского моря Пётр Первый уделял много внимания: часто здесь бывал и даже сам участвовал в строительных работах.

Именно Олонецкая верфь, на которой трудилось около 10 000 крепостных, поставляла основную массу судов для Балтийского флота. Всего в петровское время здесь было построено 118 кораблей, многие из которых прославились в ходе Северной войны. Но наиболее известен в истории первенец Балтийского флота - 28-пушечный фрегат "Штандарт".

Фрегат "Штандарт" был заложен 24 марта 1803 года, а спущен на воду 22 августа того же года. И уже 8 сентября 1703 года фрегат отправился в Петербург в качестве флагмана флотилии из семи построенных судов. Капитаном корабля был Пётр Михайлов, такой псевдоним взял себе Пётр Первый.

Флотилия прибыла в Петербург в середине октября и участвовала в обороне строящегося города, выполняя промеры глубин, связанные с укреплением Кронштадта. Первое боевое крещение "Штандарт" получил в 1705 году, отражая попытки шведов прорваться мимо острова Котлин к Санкт-Петербургу. А потом корабль ещё в течение 16 лет был в боевом строю.

Другие арт-объекты на набережной тоже посвящены морской тематике.

Даже скамейки выполнены в едином стиле и с большим вкусом.

К сожалению, мне не удалось узнать, кто авторы этих арт-объектов и замечательного памятника в честь 200-летия открытия Антарктиды, но это явно талантливые люди!

Тем временем начало смеркаться, и набережная в свете фонарей превратилась в очень романтическое место даже несмотря на чавкающую под ногами снежную кашу.

Мы осмотрели "Государеву светлицу" (к сожалению, только снаружи) и решили прогуляться по улицам.

Статус уездного города Лодейное Поле получило 16 мая 1785 года указом Екатерины Второй. В том же году был утверждён и план города.

Лодейное Поле. Фото автора
Лодейное Поле. Фото автора

Верфь, переименованная в Лодейнопольскую, просуществовала до 1830 года и выпустила в большое плавание 450 судов. После закрытия верфи Лодейное Поле стало небольшим городом, выполнявшим в основном административные функции. К началу ХХ века город насчитывал десяток улиц с деревянными домами и около 1500 жителей.

С 1 августа 1927 года Лодейное Поле стало административным центром Лодейнопольского района Ленинградской области. А В 1930-х годах в здесь располагалось Управление системы исправительно-трудовых лагерей "Свирьлаг", в которой находилось около 3 тысяч заключённых.

В период Великой Отечественной войны город в течение почти трёх лет находился на переднем крае обороны, защищая "Дорогу жизни" и подступы к Ленинграду.

Сейчас в Лодейном Поле проживает около 19 000 человек. И видно, что жители заботятся о своём городе, поддерживая его в чистоте и порядке и чтя его историю.

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:

  • Пираты, регаты, российский император - и всё в одном городе!
  • Первая ГЭС России, которая работает уже сто лет