Найти тему
ex libris

День космонавтики. Королёв и Каманин — письма и дневники

Оглавление

Уважаемые читатели, поговорим сегодня сразу о двух книгах. Обе они являются своеобразными памятниками эпохи, а их авторы принимали активнейшее участие в организации первого полёта человека в космос.

Королёв. Горизонт событий. Нежные письма сурового человека. 1947-1965

В книге собрана переписка отца российской космонавтики Сергея Королёва с его второй женой Ниной Ивановной. Также представлены воспоминания самой Нины Ивановны.

Обложка книги. Изображение из открытых источников
Обложка книги. Изображение из открытых источников

Первая публикация этих писем вызвала искреннее удивление у людей, знавших Королёва исключительно по работе. Таким добрым, любящим и ласковым они его не знали.

Помню, как моя преподавательница рассказала, что отчим её мужа работал в конструкторском бюро «Южное» (имени М. К. Янгеля) и неоднократно общался с Королёвым. В ответ на моё искреннее восхищение такой удачей она произнесла: «Орал он на них постоянно. Неприятный был человек».

Многим Королёв казался недобрым. В письмах же он предстаёт действительно любящим человеком: любящим людей, переживающим за их жизни (отсюда такой жёсткий стиль руководства — слишком дорога цена ошибки), любящим свою жену, наконец, любящим своё Дело.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

В одном из писем Королёв упоминает, что узнал о смерти человека, написавшего на него донос, и рассуждает о прощении.

В другом жена сообщает о пересылке Королёву «свеже купленного» шоколадного зайца — заяц этот выбран ею из-за своего сходства с Главным конструктором.

Интересно, что вспоминая о приходивших в их дом космонавтах, Нина Ивановна пишет прежде всего о Гагарине и Николаеве, не упоминая ни Титова, ни Леонова.

В целом же после прочтения «Писем...» начинаешь уважать Королёва не только как великого учёного и организатора, но и как незаурядного человека, с достоинством принявшего все тяготы своей жизни и не озлобившегося.

Николай Каманин. Скрытый космос

Дневники Героя Советского Союза, организатора и руководителя подготовки первых космонавтов Николая Каманина представляют интерес для читателей, прежде всего, содержащимися в них нелестными оценками других участников событий и упоминанием некоторых фактов, о которых сейчас не принято говорить (к примеру, о неоднозначном поведении Германа Титова).

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Первоначально именно Титова автор дневников видел Космонавтом №1, Гагарин же ему не столь импонировал. Но впоследствии Каманин признал правоту Королёва, выбравшего именно Гагарина.

Эти, порой не слишком доброжелательные оценки окружающих Каманиным, важны не своей скандальностью, а тем, что дают понимание сложности условий подготовки первого полёта. Столкновения амбиций, мнений, взглядов сильных личностей. Тут нет идиллической картины. И это здорово.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Каманин был жёстким, принципиальным человеком. В молодости он принимал участие в спасении экспедиции знаменитого «Челюскина», потом воевал — звание генерал-лейтенанта авиации было ему присвоено в 1945 году.

Безусловно, волевой и «правильный» Каманин на страницах собственного дневника часто выглядит излишне требовательным по отношению к другим. К примеру, его недовольство супругой Гагарина (которой очевидно тяжело давались заграничные поездки со всеми их дипломатическими протоколами) иногда просто несправедливо. Сильному человеку порой сложно понять вполне безобидные слабости других.

Но всё же Николай Каманин — личность выдающаяся. Очень жаль, что в некоторых современных фильмах его делают этаким антагонистом Королёва со всеми вытекающими нелепыми высказываниями и поступками. Апофеозом этого очернения (другого слова не подберу) является сцена в фильме «Время первых», где Каманин готов пожертвовать жизнями космонавтов. В реальности Каманин никогда бы так не поступил.

Уважаемые читатели, благодарим за внимание! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное из мира книг.