Найти тему
Анна Дыяк об этикете

Как школа и общество формируют отморозков

Кадр из сериала Гай Германики "Школа". Главная герояня, у которой все закончилось трагически. Фото: https://www.vokrug.tv/product/show/shkola/
Кадр из сериала Гай Германики "Школа". Главная герояня, у которой все закончилось трагически. Фото: https://www.vokrug.tv/product/show/shkola/

Если у тебя есть душа и сердце, трудно тебе в этом мире придется, деточка... 

На мысль меня натолкнул резонансный случай на Алтае.
Вы наверняка читали о школьнице, которая умерла после выволочки в школе за выложенный ею ролик в ТикТоке. 

По последней информации в СМИ, девочка не принимала лекарств, причину смерти выясняют. Но разговор в школе был тяжёлый, она плакала. К слову, мама к бичеванию не присоединилась, пыталась успокоить дочь, по дороге из школы купила ей утешительные подарки.

Как уверяет Медуза, девочку отчитывали за то, что она выложила ролик с участием другого ученика без его согласия - как он корректор с брюк вытирал, что ли.  Тезис о праве на защиту своего изображения верный, оспаривать его не собираюсь.

Я о другом. Об оставшейся нам с советских времён традиции подвергать людей публичным обсуждениям и поркам. О том, что любая бабка в то время (и не факт, что ее молодость не портовом трактире прошла) считала возможным читать морали чужим детям. Вспомните душные общественные суды в советском кино.

Алтайский педагог посчитала уместным поучить девочку не нарушать личного пространства другого человека, грубо нарушив личное пространство самой школьницы. Шпионила за детьми в соцсети. Вызвала их на публичное разбирательство. Не известно, что нагородила им там.

Как стоило бы поступить в этой ситуации? Объяснить детям на классном часе о праве людей на свое изображение, о том, что надо спрашивать разрешения - без вскрытия подробностей эпизода и имен. Ведь случай этот далеко не единичен. Люди сплошь и рядом публикуют чужие фото и видео. А претензию на публикацию ролика мог пострадавший мальчик предъявить - если он себя таковым считает. 

Как алтайская завуч будет жить теперь со своими назиданиями, допуская версию, что сердце девочки не выдержало стресса?  А версию эту теперь из головы не выкинуть.

Российская школа сняла с себя все воспитательные функции. Внеклассной жизни, кружков, походов, совместных мероприятий нет, дети из маргинальных семей предоставлены сами себе. За качество обучения школа не отвечает - хочешь поступить, нанимай репетиторов.

Но сунуть свой нос в чужую жизнь, натоптать уставшими ножищами в детской душе, организовать порку - на это всегда охотники в нашей системе образования найдутся - святые безупречные люди.


А чтобы выжить, ребенку нужно выстроить непроницаемую стену между собой и взрослыми. Надо стать наглым, циничным, изворотливым, глухим к словам. Так, чтобы взрослые никак не смогли до тебя добраться...

P.S. Гениальный педагог не наказывает, а формирует личность так, что человек не нарушает законов и моральных принципов не из страха наказания, а потому, что ему так надо.