Найти в Дзене

Маркетинговый анализ. Почему без него нельзя создать позиционирование компании, сайт и рекламу?

Практический кейс на примере клиента студии маркетинга Escalator

Две компании из одного сегмента рынка имеют сайт на который решили запустить одинаковую рекламную кампанию. В итоге продажи увеличились только у одной. Почему? От чего зависит результат?

Ответ в одном слове ─ маркетинговый анализ.

Если вы планируете начать разработку сайта, запуск рекламной кампании, ищете дизайнера для разработки логотипа – обязательно прочитайте эту статью.

Мало компаний обращает внимание и придает значение качественной и детальной проработке позиционирования на основе маркетингового анализа. Маркетинговый анализ ─ это фундамент любого бизнеса . Анализ состоит из следующих параметров:

1) анализ рынка ( оцениваем ключевые тренды отрасли, стратегии ведущих игроков и создаем видение компании в современных реалиях);

2) конкурентный анализ (берем 5-6 ключевых конкурентов, проводим сравнительный анализ по ключевым параметрам: позиционирование, продуктовый ассортимент, ценовая политика, каналы сбыта, воронка продаж, активности в Интернете (сайт, социальные сеты, рекламные каналы). На основе собранной информации формируем наши отличительные преимущества);

3) анализ целевой аудитории (проводим сегментирование и выявляем инсайты наших клиентов: на что обращают внимание при выборе продукта, стоп-факторы, инсайты, потребности и боли);

4) формирование архитектуры продукта на основе клиентского пути (расширяем наш ассортимент за счет создания дополнительной ценности, выявленной из пп. 2 и 3);

5) позиционирование компании (разрабатывается на основе пп. 2-4, а также уникальное торговое предложение и офферы для каждого сегмента целевой аудитории).

Итак, давайте рассмотрим на примере.

В студию маркетинга Escalator обратилась компания ООО «Грунт Эко» с запросом о разработке корпоративного сайта. Ключевое направление – приемка и утилизация органических отходов в сегменте B 2B . Новое направление – производство и реализация компоста и грунта для агрохозяйств и розницы.

У клиента не было четкого понимания новых потенциальных покупателей. Прежде чем приступить к разработке сайта мы начали с маркетингового анализа, который, в конечном счете, выявил слабые стороны компании, без устранения которых новый сайт не дал бы никаких результатов.

Итак, давайте разберем пошагово этапы работы.

1. Анализ рынка . В статье мы не будем акцентировать внимание на рыночных трендах, так как эту информацию можно найти в открытых отчетах ведущих консалтинговых компаний: E &Y , McKinsey и т. д. Но сегментирование рынка является важным параметром для дальнейшего анализа.

На основе диаграммы выявили новую категорию MIX для компании «Грунт Эко». Рыночная классификация помогла точно определить ниши и выделить ключевых конкурентов в отрасли.

2. На основе конкурентного анализа в категории «Полезные грунты» выявили:

· Основные конкуренты осуществляют добычу торфа и популяризируют торфяной грунт. Только «Грунт Эко» утилизирует органические отходы и выпускает на рынок полезные грунты.

· Компании-конкуренты выделяют следующие сильные стороны: опыт в индустрии, качество продукта, широкий ассортимент, наличие доставки и доступность. «Грунт Эко» является самой молодой компанией, работающей с 2018 года.

· Конкуренты предлагают широкий ассортимент удобрений и грунтов, когда как «Грунт Эко» производит универсальный продукт из 4 SKU .

· Запатентованная технология плодородия есть только у «Грунт Эко». За счет добавления органических отходов грунты компании отличает от продукции конкурентов комплексный состав полезных веществ.

Пример сравнительного анализа

-2

Ключевой вывод

Из, казалось бы, слабых сторон получилось сформировать сильные и уникальные элементы в позиционировании компании «Грунт Эко».

Во-первых, в отличие от конкурентов, которые уже давно на рынке и завоевали доверие потребителей, компания «Грунт Эко» ─ молодая, работает с 2018 г. Чтобы данный факт был выигрышным, можно позиционировать компанию как современную, сделать фокус на ее инновационности и технологичности.

Во-вторых, в отличие от других компаний, которые осуществляют добычу торфа и популяризируют торфяной грунт, только «Грунт Эко» утилизирует органические отходы и обладает уникальной технологией компостирования и производства полезных грунтов. Делаем акцент на экологичности, заботе о природе и технологичности компании.

В-третьих, в отличие от конкурентов, которые предлагают широкий ассортимент, «Грунт Эко» продает универсальный продукт, что упрощает выбор при покупке и снимает необходимость приобретения дополнительных витаминов для грунта. Делаем фокус на плодородии и универсальности.

3. Анализ и сегментирование целевой аудитории в нашей студии проводится на основе телефонных интервью c потенциальными и новыми клиентами заказчика.

Было сформировано 5 ключевых сегментов:

-3

В рамках анализа были детально проработаны 2 аватара :

А) Руководитель центра садоводства.

Ключевые параметры выбора аватара:

▪ известность торговой марки продукта/производителя,

▪ маркетинговая поддержка от производителя: брошюры, проспекты, реклама и т. д.,

▪ привлекательные коммерческие условия и программы лояльности,

▪ прочее…

Б) Руководитель агропромышленной компании.

Ключевые параметры выбора аватара:

▪ качество товара: наличие сертификатов, лабораторных исследований,

▪ соотношение между ценой и качеством,

▪ надежность и порядочность партнера,

▪ прочее..

Портрет аватара формируется из следующих показателей: социально-демографические параметры, проблемы аватара, возражения и критерии выбора, опыт использования, цели, потребности и ценности.

-4

В результате мы получили инсайты клиентов и их параметры выбора поставщика/продукта. Теперь, когда мы знаем, кто наш потребитель, можно формировать позиционирование и офферы для каждого сегмента.

4. С учётом анализа целевой аудитории сформировали продуктовый портфель на основе клиентского пути :

1. Необходимо найти клиента в «среде его обитания».

2. Чтобы обратить внимание клиента и остаться с ним, необходимо предложить бесплатную ценность. Для этого действуем по шагам: контакт лица, принимающего решение, ─ «Точка А» ─ лид-магнит.

3. Клиент не всегда готов сразу покупать основной продукт. Необходимо его конвертировать в покупателя дешевым продуктом.

4. Пока клиент принимает решение о приобретении основного продукта, его необходимо «прогревать».

5. «Точка B»: продажа основного продукта и закрытие боли клиента.

6. Допродажа продуктов, увеличение среднего чека.

7. Бизнес успешен, когда клиент к вам возвращается.

8. Вас должны рекомендовать друзьям и знакомым. Клиент – ваш промоутер.

Для каждого сегмента прописывается пошаговый путь, формируются ключевые офферы и дополнительные продукты.

-5

5. Позиционирование

Для выхода компании в новый, высококонкурентный сегмент необходимо четко выделяться не только идеей, но и визуальной составляющей.

В ходе анализа была также исследована визуальная среда на рынке.

-6

Внешне компания ничем не выделялась среди конкурентов:

1) более 10 компаний около «Грунт Эко»: эко-грунт, экогрунты, грунт эко продакшн и т. д.;

2) 99 % анализируемых компаний представлены в одинаковых цветовых решениях: зеленый, белый и коричневый.

Из этого напрашивается вывод: ни сайт, ни реклама не будут эффективны. Компания дальше также будет теряться среди подобных из-за схожего позиционирования, так как клиенты просто не смогут заметить «фишку» «Грунт Эко», если на главный фон выносится среднестатистическое позиционирование.

Необходимо было визуально выделить компанию среди массы - фундаментом для этого послужила ее особенность: современная технология компостирования. Когда слышишь данное УТП, в голову приходят фразы: экологично, плодородно, современно, технологично.

Задача была разработать такое позиционирование, чтобы такие же ассоциации зарождались и в сознании клиента при знакомстве с компанией.

5.1. Нейминг

Чтобы передать главное свойство грунта и его полезность для потребителя было придумано уникальное название PLODUS , что очень напоминает слова: плод, плодись. На подсознательном уровне через название мы закрываем ключевую боль потребителя ─ некачественный грунт.

5.2. Позиционирование компании

1) PLODUS - БРЕНД-ЭКСПЕРТ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ОТХОДОВ В ГРУНТ И БИОКОМПОСТ

2) Миссия – « Повышать плодородие Земли без вреда для окружающей среды»

3) Слоган – « Технология плодородия»

4) Ценности:

· качество

· экологичность

· инновационность

· надежность

5.3. Айдентика и логобук

Локобук состоит из 3 основных элементов: логотип, фирменные цвета и шрифт. Дополнительно идут рекомендации по использованию на разных носителях и в разных вариантах.

Айдентика строится на основе маркетингового анализа.

Первоначально было 2 варианта названия «Плодогорье» и Plodus . Заказчик очень долго не мог решиться, но общее позиционирование компании и визуальные образы помогли принять решение.

1-й вариант: «Плодогорье»

Сдержанная глубокая цветовая палитра с одним акцентным цветом. Устойчивая конструкция логотипа концентрирует внимание на надежности и качестве.

-7

2-й вариант: Plodus

Более яркая, контрастная цветовая палитра. Простые геометрические формы и градиенты транслируют технологичность и современность.

-8

Был выбран 2-й вариант.

Цветовая палитра стала более яркой и контрастной, простые геометричные формы и градиенты в названии стали транслировать технологичность и современность.

Как итог работы мы получили визуальный образ, который полностью соответствует и передает главные ценности компании.

Было -> Стало

-9

-10

При необходимости можно разработать дополнительные корпоративные материалы:

-11
-12

Таким образом, маркетинговый анализ позволил выявить явные преимущества компании по сравнению с конкурентами, инсайты потребителей и стал фундаментом для формирования позиционирования и фирменного стиля.

Проделав всю вышеизложенную работу, мы перешли к созданию сайта!

Сегодня сложно найти нишу без конкурентов. Чтобы стать лидером, важно завоевать любовь клиента. А для этого надо знать, кто наша целевая аудитория, чем мы можем быть ей полезны и как с ней коммуницировать. Ответы на все эти вопросы скрывает в себе маркетинговый анализ, поэтому так важно проводить его перед запуском рекламы и созданием сайта!

P .S . Ссылка, скорее всего, не будет одобрена модераторами, но результатами сайта поделимся.

-13