Всем привет!
Меня зовут Вера Ард. Я писатель, победитель Национальной молодежной литературной премии 2020 в номинациях “Детектив” и “Электронная книга”. И свой первый пост в блоге хочу адресовать начинающим авторам.
В прошлого июля я открыла для себя платформу Литрес Самиздат и за прошедшие 9 месяцев прошла путь от ничего не знающего новичка-самиздатника до автора, у которого заключен полноценный контракт с Литрес, где опубликованы в электронном и аудиоформате три романа, два из которых стали победителями различных литературных конкурсов. Я использовала разные способы донести свои книги до читателя, чем и хочу сейчас с вами поделиться.
Итак, начнем. Вы начинающий автор, решивший выйти из тени и представить свое творение на суд читателя. Издательства вам не отвечают (это нормально, они почти никому не отвечают). Благо, живем мы во времена интернета и никаких проблем с платформами для размещения своих книг у нас нет. Самое время выбрать, какая из платформ подойдет именно вам. Я лично работала с двумя: Литрес и Ридеро. Связано это в первую очередь со спецификой жанра: я пишу современную остросюжетную прозу с уклоном в сторону детектива или триллера. С таким жанром никаким другим платформам я неинтересна. Остановилась в итоге только на Литрес, так как аудитория у них несравнимо больше, чем у Ридеро. Но если вы автор ромфанта, фэнтези, любовного романа, то загляните на Литнет (вторая по величине платформа для самиздата в рунете после Литрес). Пишете ЛитРПГ, истории про попаданцев - Автор Тудэй тоже неплохой вариант. Есть и еще более маленькие платформы - Литмаркет, Продаман и др. Сама с ними не сталкивалась. Но, в любом случае, никто не мешает вам разместиться сразу на нескольких и посмотреть, где будет отклик. Внимание, спойлер: если вы разместитесь и будете просто сидеть и ждать, отклика не будет нигде. Поэтому заливайте свою историю в сеть и начинайте работать над продвижением.
Продвижение - самая моя нелюбимая часть писательского труда, но вы как автор, наверное, уже поняли, что издательству новые имена сейчас не нужны, поэтому реклама остается, собственно, на вас. А без рекламы про вас никто не узнает. Но, прежде чем тратиться на маркетинг, давайте подготовимся к этому процессу, чтобы деньги не улетели впустую.
Первое, что вам нужно, это завести свою страницу. Пусть это будет соц.сеть, блог на Дзене, собственный сайт - неважно, это то место, где читатель сможет познакомиться с вами как с автором и человеком. Для самиздатника вопрос личного бренда очень важен. Это один из способов продвижения. Я лично активно веду свой блог в Нельзяграм. Можно заглянуть ко мне на страничку - @vera_ardt, там много интересного и полезного. Сейчас вот начинаю пробовать Дзен (у него аудитория намного шире). Если вы следуете моему примеру и начали с Нельзяграма - ваша основная задача найти себе подписчиков. В первую очередь это будут ваши коллеги по Самиздату, взаимные подписки всем нужны. Поэтому смело заходите в группу своей литературной платформы в той же Инсте (Литрес Самиздат, Литнет и т.п.), смотрите подписчиков, выбирайте тех, у кого количество подписок и подписчиков более менее одинаковое и не слишком большое и подписывайтесь на них. Не отвечают ближайшие несколько дней взаимностью - отписаться вам никто не мешает. Мне очень помогла подписка на ряд интересных блогов, в которых я нашла формат взаимных чтений, где и появились первые читатели, написавшие отзывы на мои книги. Ищите, например, хэштег “взаимные чтения” и найдете. Взаимные чтения предполагают, что вы с авторами обмениваетесь книгами и пишите отзывы друг на друга на нужных платформах. И да, если вы не скрываетесь от родни и друзей, что вы начали писать, обязательно попросите их поставить пятерки или лайки вашей книге, а также написать отзывы. Отзывы и оценки - это первое после аннотации и картинки, на что посмотрит потенциальный читатель. И чем их больше и чем они лучше, тем больше шансов, что вашу книгу купят.
Но вернемся чуть назад. Не думайте, что ваша книга - гениальное произведение, мимо которого читатель не пройдет. Нет, в нашем случае книга - это товар, на рынке, где предложение сильно превышает спрос. Поэтому, чтобы продать этот товар, он должен быть очень качественным, выделяться из массы себе подобных и о нем должны знать (рекламный блок). Поэтому, написав книгу и выбрав нужную платформу, не забудьте обратить внимание вот на какие вещи.
Книгу встречают по одежке - то бишь по картинке. Она должна цеплять взгляд. Большинство платформ самиздата дают возможность загрузить свою обложку. Сделать ее можно на основе стоковых или собственных фотографий в соответствующих приложениях (одно из самых популярных бесплатных - Canva) или заказать дизайнеру. На просторах тех же соц.сетей можно найти хороших и недорогих исполнителей.
Во-вторых, цена. Если для вас книга - не просто хобби, а вы планируете в итоге зарабатывать на этой истории, выкладывать книги в бесплатный доступ не самая лучшая идея. Все в мире имеет цену и покупатели книг тоже об этом знают. Посмотрите, сколько стоят книги вашего жанра от не самых известных авторов и ориентируйтесь на них. Цена не должна быть слишком низкой (это вызывает у читателя ассоциацию, что товар некачественный), но и задирать ее выше, чем у бестселлеров точно не стоит. Например, я ставила сумму 149 р. - это минимальная цена на Литрес, при которой ваша книга может попасть в их рекламу. Более дешевые Литрес не рекламирует. На других платформах свои правила.
В-третьих, аннотация. Она должна зацепить внимание читателя. Перейдя на страницу вашей книги, он должен понимать, чем она может быть ему интересна. Написание хорошей аннотации - тема для отдельной статьи.
В-четвертых, как раз оценки и отзывы, про которые я упоминала выше. Помимо ваших друзей и взаимных чтений с другими авторами, поищите книжных блогеров. На просторах того же интернета много активно читающих людей, которые возьмут вашу книгу и оставят отзыв как у себя на странице в соц.сети, так и на платформах, где у вас размещена книга. Только не стучитесь сразу к блогерам, у которых несколько десятков тысяч подписчиков. Такие отзывы будут платными, а вам пока нужна не реклама, а оформление страницы вашей книги. Выхлопа в плане продаж от рекламы у платных блогеров, скорее всего, не будет.
Если вы все это сделали, и книга у вас с красивой картинкой, грамотной аннотацией, хотя бы полусотней оценок и парой десятков отзывов, можно начинать вкладывать деньги в рекламу. Но об этом чуть подробнее я напишу в следующем посте.
Буду очень рада вашим лайкам, комментариям и с удовольствием отвечу на вопросы.