В "Галерее Назарова" до 1 мая открыта выставка "Цвет звука" (6+). Здесь вы можете увидеть картины замечательной липецкой художницы владимирского происхождения и владимирской живописной школы - Лидии Скаргиной.
Справка
Скаргина (Юрова) Лидия Васильевна. Член Союза художников России. Родилась во Владимирской области 3 апреля 1937 года. Окончила художественное училище лаковой миниатюры в Мстёре в 1956 году. Училась в 1960-1964 годах в Московском полиграфическом институте. Работала в конструкторских бюро города Владимира, с 1971 года – художником в художественно-производственных мастерских Художественного фонда РФ. В Липецке живет с 1982 года.
Но о картинах лучше скажет сам автор.
"...Живопись так самоценна, что, в общем-то, неважно, что именно ты изображаешь – квадрат ли это, пятно… Натюрморты написаны не ради цветов. Но и ради них тоже. Цветы – это самое доступное для восприятия зрителя, даже неподготовленного. Ему кажется, что его волнуют цветы. А на самом деле волнует живопись. Вот эта работа с георгинами делается уже года три. Пока не зазвенит живопись, самоценно. Так и пишу, пока не найдется цвет, от которого дыханье замрет или не выдохнется: «Ах!».
"...Абстракция должна присутствовать обязательно: пока абстрактно не найдешь решение холста в целом – все бесполезно, хоть какой предмет или сюжет пиши. А впрочем, тут не поймешь, что важнее. Бывает, все сделано правильно, высчитано, а получается равнодушие, пустота. Нет звука. Так что не ради цветов пишу. Да, ни дают какой-то звук. Картина должна прозвучать внутри тебя."
"... Замысел – это не для меня. Если я сформулирую задачу, выговорю словами, у меня ничего не получится. Это все равно, что сделать эскиз. Если я сделала эскиз, – все, путь пройден, и повториться никак не может. Я должна стоять перед чистым холстом. Хотя некий план, образ, он в тебе есть – наверное, это состояние взволнованности. Ты можешь находиться в этом состоянии час, другой, третий и вдруг – толчок, берешь кисть, и пошло, пошло, смотришь – что-то получается. И это не объяснение. Я не могу сказать, что это такое".
"... Каждая моя работа – эксперимент, каждый раз, как в первый раз. Все эксперимент – от первого мазка до подписи. И почти всегда результат не предсказуем. Бывают гениальные случайности, их надо увидеть и использовать. Не выношу повторов и штампов. Мне нужно все сначала – новый прием, новый подход. Больше всего боюсь скуки".
"... Что значит «натура»? Самая похожая на натуру – восковая фигура от мадам Тюссо. Но она не является предметом искусства. Это муляж. Но и без натуры невозможно. Она дает толчок к познанию, изучению. Без натуры – тоже «высосано из пальца». Ничего не может быть однозначного, как все в природе. Все состоит из света и тени, принадлежит то свету, то тени. Или взять добро и зло. Не может существовать одно добро или одно зло. Если бы существовало одно добро – это была бы стерильная, безжизненная среда. Все сосуществует. Живопись – модель жизни, как вообще, любое искусство".
"...Главная тема творчества? Звук, музыка. Причем, музыка сиюминутного состояния. Ничто не повторяется. Свет и тень, звучание двух контрастных цветов – это, собственно, то, ради чего и пишешь. Борьба противоположных начал, причем я стараюсь, чтобы победило добро. Это самоцель. Чтобы итог – это излучение, это воздействие – было добро. Добро и любовь, любовь и добро. Столько зла на свете, и еще чтобы я добавила какой-нибудь отрицательной эмоции для человека... Не хочу! Я думаю об ответственности художника за то, что он говорит. И все больше прихожу к выводу, что искусство – есть программирование. Талантливейшие художники оправдывают насилие. А этого никогда нельзя оправдать. Если произведение сделано с отрицательным зарядом, оно обязательно выстрелит, причем, страшнее, чем пистолет. Это точно".
"... Что ценю более всего в жизни? Саму жизнь. Надеваю новую одежду – радуюсь, хорошей погоде – радуюсь. В жизни все идеально не может быть. Принимаю и люблю жизнь, какая она есть. Счастлива оттого, что живу такой жизнью, какая она есть. Сверкнул свет из тени, и сердце захолонуло от этого…"
Из интервью разных лет с искусствоведом Татьяной Нечаевой
Фото: Павел Покидов (предоставлено газетой "Первый номер") и "Галерея Назарова"