Найти тему
КиноНытик

«Одна роль заставила поверить в себя»: признаки гениальности Станислава Любшина

Как-то в одном из интервью 1960-х годов актер Станислав Любшин признался, что роль в пьесе «Пять вечеров» дала ему возможность поверить в себя.

Это было во времена работы актера в театре «Современник», где молодой Любшин играл второстепенную роль, но именно она стала для него первым шагом, первой опорой, чтобы поверить в себя.

-2

Прошло двадцать лет, и вот Станислав Андреевич вновь играет в «Пяти вечерах». Правда, теперь это не спектакль, а фильм режиссера Никиты Михалкова. И теперь это не второстепенная, а главная роль. Любшин играет Сашу, Александра Ильина. Позже критики сошлись во мнении, что эта роль стала одной из главных в карьере актера.

Роль Ильина – это вершина актерского мастерства, благодаря которой Любшин сумел проникнут ь в самые глубины человеческой души, в сложный и противоречивый характер героя, проследить за его психологией.

-3

Раскрыть талант в полной мере помогли драматург Александр Володин и режиссер Никита Михалков. Роль Любшина в фильме «Пять вечеров» - это новый уровень понимания жизни, человека, который показан с помощью целой палитры мастерских приемов.

Успех к актеру пришел намного раньше – в первой половине 1960-х годов, когда Станислав Любшин сыграл одну из главных ролей в фильме «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева. Эта лента о двадцатилетних парнях с заставы Ильича, которые родились в 1941 году и в юном возрасте задались вопросом: как жить? Они, один из которых – герой Любшина, ищут нравственные опоры.

-4
- Впервые я увидел Любшина в «Современнике». Играл он самую что ни на есть второстепенную роль. Но этого парня я запомнил, и фамилия его мне запала, - рассказывал много позже Хуциев. – В свой фильм на роль Ивана я искал человека тяжеловатого, немного медлительного, своей основательностью и душевной прочностью как бы соответствующего этому русскому имени. Так в фильме появился Любшин, которому эта роль подошла. На экране героя звали Славка, роль максимально приблизили к исполнителю. К его тогдашним возможностям.

Та роль парня-экскаваторщика стала фундаментом для будущих образов. В студенческие годы актер часто играл острохарактерные роли, Худобаева в постановке «Светит, да не греет» Островского, Луку в пьесе Максима Горького «На дне».

Получив диплом, Любшин был приглашен в «Современник», а затем перешел на работу в Театр на Таганке. Позже работал в Театре имени Ермоловой, в Театре на Малой Бронной. Его везде принимал зритель. Принимали коллеги. Все признавали незаурядный талант актера.

-5

Широкую популярность Станислав Андреевич приобрел, когда начал активно сниматься в кино. Его зритель запомнил и оценил с первой роли. Кстати, за создание образа Белова – Вайса в фильме «Щит и меч» Владимира Басова Станислав Любшин стал лучшим актером 1968 года.

Другие роли актера в те годы также нашли широкий отклик у зрителя. Типичный любшинский герой – романтик со светлой улыбкой, мягкость, сдержанность. Казалось, в 60-е годы он занял свое место и мог спокойно играть в рамках сформированного образа. Но ему это было не интересно, он пошел дальше.

Станислав Любшин всегда самокритично оценивал свою работу, оценивал сыгранные роль, видел новые перспективы. Даже сегодня, в возрасте 88 лет, выходя на сцену, Станислав Андреевич, нередко занимается самокритикой.

-6

Вот что в 60-е годы актер говорил о своей работе в фильме «Щит и меч»:

- Душевный мир героя в фильме показан недостаточно: слишком много приключений и гораздо меньше психологии. Сейчас многое сыграл бы по-другому. Я бы постарался показать на экране душевное состояние человека, который долгие годы вынужден жить бок о бок с врагами, и не может себе позволить быть самим собой.

Психологию героя Любшин смог показать в фильме «Красная площадь», где актер сыграл роль комиссара Красной армии, раскрыв этот образ с неожиданной стороны.

«Самоотверженность, смелость и решительность – его определяющие черты. Но актер в то же время не пытается сдерживать безрассудный порыв молодости, не боялся обнаружить в своем герое наивность, неопытность – черты, ставящие порой комиссара Амелина в положения трагикомические», - так писали киноведы после выхода фильма «Красная площадь».

Не сегодняшней сцене актеров такого уровня из числа молодежи. Конец первой части.

Подписаться на канал «Кинонытик» - ссылка