Найти в Дзене
Гараж Автоклассика

Поехали! Тот самый ЛАЗ, который вез Гагарина

Поехали! Шестьдесят лет назад Юрий Гагарин произнес фразу, ставшую известной на весь мир. Но перед тем как первый в мире человек, побывавший в космосе, оторвался от земли на своей многотонной ракете, он должен был на чем-то к ней доехать. Вот этой машине и посвящен мой сегодняшний пост.

фото instagram/username_detector
фото instagram/username_detector

ЛАЗ-695Б, именно этот автобус удостоился чести привезти космонавта к стартовой площадке. Разумеется, этот автобус сильно отличался от своих серийных собратьев, но все эти отличия были внутри, снаружи он выглядел обычной серийной машиной, и неспроста.

-2

Всё, что было связано с космической программой, в СССР было засекречено вплоть до самых последних предстартовых минут, поэтому даже на Львовском автозаводе, люди, собиравшие этот автобус, не знали, кому и для чего нужен был такой странный салон. Разве что догадывались…

В салоне всего 10 мест, два из которых особенные, большие, вот на одном из них и ехал к космодрому облаченный в скафандр первый в мире космонавт.

Остальные 8 мест предназначались для медиков и персонала технического сопровождения. Еще установлена аппаратура для поддержки микроклимата в скафандре. Но и в самом автобусе, можно так сказать, был свой микроклимат и даже оборудован туалет с унитазом от пассажирского самолёта, в задней части по правому борту.

Так выглядел оригинальный салон,
Так выглядел оригинальный салон,

Важным требованием была герметичность и защита от пыли непростых пассажиров этого автобуса. Те, кому доводилось ездить на Лазах, особенно зимой, непонаслышке знают о проблеме запыленности салона. Поэтому на «космическом» Лазе стояла вентиляционная установка с фильтрами, создававшая небольшое избыточное давление.

-6

Кабина водителя отделена перегородкой, но так было на всех ранних серийных 695-х, позже эту «будку» упразднили, ограничившись лишь простенком за спиной водителя.

-7

По технической части автобус ничем не отличался от своих городских собратьев. Можно лишь сказать, что на ранних версиях (а он 1959 года выпуска) устанавливалось двухдисковое сцепление, а пятая передача была повышающей. Позже её зачем-то сделали прямой. Двигатель такой же, как на ЗИЛ-164, рядная карбюраторная шестерка, задний мост тоже зиловский, венгерские тогда еще не ставили.

-8

По счастливой случайности уникальный ЛАЗ для космонавтов сохранился до наших времен. После списания со службы на космодроме долгое время он провел на задворках одного из московских НИИ. В восьмидесятых его отправили обратно на завод во Львов, на капитальный ремонт…

-9

Сейчас автобус находится в гараже музея Гагарина в одноименном городе Смоленской области, но на публике он появляется крайне редко. После очередного многолетнего ремонта сотрудники музея берегут машину, в первую очередь от киношников, у которых к старинному ЛАЗу всегда есть большой интерес. Правда, теперь появилась реплика, которая находится в «Парке покорителей космоса», в Энгельсе, Саратовской области.

Небольшой видео обзор.

Еще по теме - Легендарный автодом Airstream. В таких отдыхали американские астронавты.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам