В маленьком блоке предыдущих статей я рассказывал про начало танкостроения во Франции. С этой статьи я начну повествование про первые танки Российского государства.
Само по себе отечественное танкостроение начала XX века очень неординарное и даже немного забавное. Вероятно уже с этого времени пошла советская тенденция заимствования западных наработок в разных областях производства, вызванная разрухой Гражданской войны.
Так и было с первым советским полноценным танком "Рено-Русский". Как ясно из названия, этот танк являлся почти полной копией французского танка Renault FT-17, захваченного советской армией в боях под Одессой. Этот танк решили отправить на завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде, однако по непонятным причинам, танк прибыл туда не полностью укомплектованным. Во время пути часть узлов и агрегатов, которая впоследствии была спроектирована русскими инженерами, куда-то исчезла.
Первый "Рено-Русский" был готов 31 августа 1920 года и получил название "Борец за свободу тов. Ленин". Примечательно, что каждый танк получал своё уникальное название, наподобие кораблей. Это было обусловлено ценностью и редкостью первых танков в Советском Союзе.
Русский аналог французского "Рено" почти не отличался от оригинала, однако советские инженеры первыми в мире воплотили в этом танке систему смешанного вооружения во вращающейся башне. Отчасти это было сделано из-за того, что поначалу часть танков вооружалась пулемётами, а часть пушками (естественно с оглядкой на Францию). Но потом французы начали спешно перевооружать танки пушками вместо пулемётов, что не осталось незамеченным в Советской России. Это и послужило толчком к созданию смешанного вооружения.
В некоторых аспектах "Рено-Русский" был лучше французского, однако из-за дороговизны производства больше заказов на него не поступало.
Первые советские танки не участвовали ни в одном вооружённом конфликте и были сняты с вооружения в 1930 году и позже разобраны на металлолом. Несмотря на это, "Рено-Русский" стал необходимым промежуточным этапом в танкостроении для советских конструкторов, которые позже смогли самостоятельно создать танк Т-18 или МС-1.