Ольга, отряду «ЛизаАлерт» по Орловской области 2 апреля исполняется 6 лет. Два года из них во главе коллектива стоите Вы. Можно ли оценить, насколько остра в нашей области проблема исчезновения людей?
- Много людей теряется, проблема существует. Приоритет в поиске всегда, конечно, отдается старикам и детям, но в целом и взрослых ищем часто. Небольшая статистика за последние три года: 2018 год – 124 заявки, 2019 – 176, 2020 – 195. Но это не значит, что исчезновений становится больше. Это, скорее, говорит о том, как хорошо работает наша информационная служба: у нас есть свой пресс-центр - тоже добровольцы, которые системно ведут работу в социальных сетях и везде, где это возможно.
Кроме детей и стариков, какие заявки отрабатываются с максимальной быстротой?
-Лесные. И это единственный вид заявок, который мы отрабатываем даже без заявления в полицию, потому что тут надо действовать оперативно. Да и вообще, мы всегда говорим: пропал человек – никаких трех дней ожидания. Сразу писать заявление в органы и оповещать нас, мы подключимся моментально. Лучше ложная тревога, чем упущенное время, когда счет жизни идет на часы.
Есть случаи, по которым вы отказываетесь вести поиск?
- Да, разумные ограничения у нас есть: мы не ищем беглых преступников, вообще не касаемся криминала, и не помогаем искать родственников, с которыми утеряна связь – по факту это не исчезновение, а межличностные отношения, которые сложились так, что родные люди друг друга избегают. С этим – не к нам.
Ольга, сейчас в орловском отряде около 70 человек – это много или мало? И как люди приходят в поисковики-добровольцы?
- Начну с ответа на второй вопрос: одни приходят просто с улицы, по внезапному велению сердца, а кто-то долго думает, взвешивает, некоторых приводят друзья, вдохновляя своим примером. Меня в отряд позвала подруга – с тех пор я здесь. Относительно того, много или мало 70 поисковиков на нашу область – мало. Мы бы очень хотели донести до людей, которым интересно добровольчество, но есть какие-то опасения – у нас в отряде 24 направления работы, место и дело найдется каждому. Люди очень нужны. Например, в ком самая большая потребность, как вы думаете?
В «полевых» поисковиках?
- А вот и нет. Больше всего отряд нуждается в информационных координаторах: людях, которые ведут поиск по всей инфобазе. Информационный координатор первым видит заявку с горячей линии, общается с заявителем, собирает необходимую для поиска информацию о пропавшем, помогает обратиться в полицию, если это еще не сделано, дает задание координатору поиска «на земле», выкладывает ориентировки в официальных соцсетях отряда, отправляет информацию тем, кто расклеивает листовки. Иногда один только телефонный поиск уже приводит к конечному результату – человек находится. Что еще важно: никто, придя к нам в первый раз, не будет направлен на самостоятельные поиски. Сначала человек обязательно пройдет обучение. Например, 4 апреля в Медведевском лесу в 10.30 будет проходить тренировка новичков, милости просим, но это как раз для тех, кто будет потом ходить на поиски. А те люди, кто не может непосредственно искать, отмеряя километры пешком, но хотел бы попробовать силы в волонтерском деле, для нас тоже очень важны - приходите работать с информацией, мы всему научим. Спасать людей можно и не выходя из дома. Это не ирония. В случае информационного координатора или дежурного горячей линии это чистая правда.
Поговорим о составе отряда. Что за люди в вашей команде? Есть какие-то критерии отбора, «вступительные экзамены»?
- Мы принимаем в отряд всех желающих – национальность, религия, политические предпочтения роли не играют. Единственный ценз – возраст. Должно быть 18 лет. Но! Для подростков тоже есть работа, не связанная с поиском «в полях»: ведение наших соцсетей, мессенджеров, горячая линия, рассылки и так далее – то, что они умеют делать лучше любого взрослого. Вступительных экзаменов нет, но никто не пойдет на поиски и не начнет работать без обучения: главное правило отряда «ЛизаАлерт» - не увеличить количество пострадавших. Поэтому даже расклеивать ориентировки у нас ходят по двое. Что касается наших добровольцев, то среди них есть и бизнесмены, и дворники, и молодые мамы, и служащие, и инвалиды, и пенсионеры – самые разные люди. Объединяет нас то, что все мы неравнодушны к чужой беде, готовы помогать активно.
Денег отряд «ЛизаАлерт» не берет в качестве помощи. А что можно сделать, если самому участвовать никак не получается, но помочь прямо хочется?
- Всегда можно нам позвонить и мы скажем, какого оборудования или расходников нам не хватает – можно будет это купить для отряда. Список нужных нам вещей есть в нашей группе в ВКонтакте, в Инстаграме – мы очень ответственно ведем все свои соцсети. Кого действительно не хватает, так это кинолога с обученной собакой. Конечно, с кинологами из УВД мы сотрудничаем, но поисковые собаки отряда «ЛизаАлерт» должны выполнять немного иные задачи, чем те, что ставятся перед полицейской собакой. Бывают поиски где собака очень нужна , да и с задачей она справится гораздо быстрее , чем пешая группа.
Сейчас отряд снова начал лекции и интерактивы в школах. Что еще делается для профилактики?
- Мастер-классы и тренинги мы проводим не только для детей, хотя дети наиболее отзывчивы и готовы во всем участвовать. Для них вне школы есть квесты, есть видеоуроки. Также есть лекции для родителей и для родителей с детьми – рассказываем, как действовать, если ребенок потерялся, как вести себя на массовых мероприятиях, как правильно ребенку оставаться одному дома. Начался теплый сезон, и мы призываем всех относиться внимательнее к детям, особенно во время вылазок в лес. И помните: если ребенок пропал – звоните нам сразу, мы всегда на связи и готовы помочь. Наш номер горячей линии 8-800-700-54-52, он работает 24 на 7, абсолютно бесплатный и работает по всей России. Занесите его в свою записную книжку в смартфоне, запишите в телефон ребенку, бабушке, деду, пожилым родственникам. Но дай Бог, чтобы никогда не пришлось им воспользоваться. Здоровья всем и отличного весеннего настроения!