Найти тему
Сурово о финансах

Гражданская война в США: Север и Юг воевали отнюдь не из-за негров

Сейчас принято говорить, что война между Конфедерацией и Союзом разгорелась из-за того, что южане были рабовладельцами, а янки терпеть не могли рабство. Только свобода негров тут вообще ни причём.

Авраам Линкольн был прагматиком, он говорил, что, если для сохранения Союза нужно отменить рабство, он его отменит. Не нужно – не отменит. В целом, рабство было отменено только в 1863 году, на третий год войны, как своего рода диверсия: янки наделялись спровоцировать негров Юга на мятеж.

Полностью не соответствует действительности утверждение об экономической отсталости Юга и неэффективности рабского труда.

ВВС приводит следующие данные: раб на Юге стоил, в среднем, 50 тысяч долларов, в современном масштабе цен: ребёнок — от трёх тысяч долларов до шести тысяч. Норма прибыли от раба составляла 8-10% годовых.

Труд раба в Соединённых Штатах до Гражданской войны был на 35% эффективнее, чем труд свободного северянина, доказал Роберт Фогель, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1993 год (правда, не за это утверждение). Производительность на южных плантациях в 1860 году опережала северные фермы на 19% на Новом Юге и на 50% — на Старом Юге.

Фогель и его соавтор Стэнли Энгерман считают, что уровень жизни взрослых рабов не отличался, а то и был лучше свободных белых рабочих, энергетическая ценность питания была на 10% выше — рабовладельцам было необходимо беречь свои активы. Рабы потребляли примерно половину производимой ими продукции, подсчитали Рэнсом и Сатч.

Хлопковые плантации были основным местом использования невольников, рынок хлопка серьёзно влиял на рынок рабов. Финансисты XIX века подсчитали, если хлопок дорожает на один цент, раб прибавляет в цене 100 долларов.

В XIX веке в США ежегодно продавали порядка 3 600 рабов. Перед Гражданской войной рынок оценивается в 2,7-3 млрд (в долларах 1860 года). Сэмюель Уильямсон и Луис Кейн оценивают общую капитализацию всех невольников страны в 1850-х годах в 7-9 трлн долларов в масштабах 2011 года.

С октября 1856 по февраль 1857 года рабы дорожают на 11%. В марте 1857 года выносится вердикт по делу Дреда Скотта. Чернокожий раб требовал свободу себе и жене на основании проживания в штате, где рабовладение вне закона.

Суд постановил: Скотт не является гражданином и не имеет права прибегнуть к суду. Позитивный для рабовладельцев исход не приводит к росту цен, наоборот, в сентябре—октябре они падают на 13%.

Последующие два года цены на рабов прибавляют треть. Рынок проигнорировал неудачу восстания противников рабства в Вирджинии и запрет рабовладения в Канзасе. Пиковых значений расценки достигают к лету 1860 года.

Номинирование Линкольна на президентское кресло снова понижает цену. В сентябре 1860 года аукционисты советуют распродавать негров, пока можно получить за них хорошие деньги. Прошёл месяц, и котировки рухнули на 17%. К началу войны в апреле 1861 годы потери составили ещё 24%. Рост не начался даже после того, как Конфедерация победила в первом крупном сражении при Манассасе. Уничтожение рабства по итогам войны обнулило инвестиции в негров. Существенное число плантаторов разорилось. Кстати, в преддверии войны дешевели и прочие южные активы: с мая 1860 по апрель 1861 года железнодорожные акции потеряли 23%.

Участники Конфедерации реинтегрировались в США.

Экономические противоречия были куда серьёзнее негритянской свободы. Северу нужны были заградительные пошлины для защиты неокрепшей промышленности США от дешёвого импорта. Юг опасался, что ответные пошлины подорвут его экспортные доходы от хлопка.

Юджин Геновезе в книге «Политическая экономия рабства», увидевшей свет в 1965 году, обуславливает неприятие рабовладения северянами тем, что для бурного развития промышленности рабы годились плохо. На Севере рабство было отменено с 1777 по 1804 годы. Есть данные, что большинство рабов попросту отвезли на Юг и там продали.

К 1861 году в реальности сложилось два различных государства с отличающимися в корне экономическими системами: капиталистический промышленный Север и аграрный рабовладельческий Юг, хотя они и взаимозависели, это не покрывало назревших противоречий.

В начале 1861 года шесть южных штатов выходят из Союза и создают Конфедерацию Штатов Америки, куда входят новые участники. Апрель принёс начало войны, длившейся более четырёх лет.

Обе стороны наладили эмиссии облигаций, предлагавшихся инвесторам из Европы, эти деньги шли на финансирование войны.

Спрос на ценные бумаги Юга превышал популярность Севера, так как были обеспечены хлопком, чья ликвидность в то время была безусловной. Конфедерация могла проиграть битвы при Геттисберге и Виксбурге, но хлопок рос в цене, становились дороже облигации, чей курс вырос вдвое с декабря 1863 по сентябрь 1864. По итогам войны держатели облигаций Юга понесли серьёзные убытки — США не собирались выполнять обязательства Конфедерации.

К кошелькам собственных гражданам впервые обратился Джей Кук, с 1862 по 1864 гг. через посредников реализовавший серьёзные объёмы военных облигаций, что позволило Северу финансировать на эти деньги 62% своих военных расходов.

Константин Барановский