Момент, который дал искру « The Wall », случился во время шоу, проходившего на Олимпийском стадионе Монреаля в процессе тура «Animals» 1977 года. Это был гигантский стадион с видом на футуристическую башню, построенный для проходивших там годом ранее Олимпийских игр.
В рядах ближе к сцене располагалась относительно небольшая, но откровенно перевозбуждённая группка. Они вели себя вызывающе и явно были под веществами. Поскольку они находились около сцены, группе их было хорошо слышно. Во время перерывов между номерами компания выкрикивала требования исполнить различные песни. Когда зоркое око Роджера Уотерса уловило особенно горластого члена этой компании, вопящего «Сыграй «Careful With That Axe», Роджер!», басист наконец потерял терпение и плюнул обидчику в глаз.
Этот его поступок был более чем необычным. Со времен отбытия Сида Барретта Роджер всегда был оратором на сцене. Он брал на себя всевозможные вступления, заполнение брешей в ходе концерта, когда ломались проекторы, отвечал на вопросы из зала, а также изрекал кое-какие космические наблюдения. Инцидент в Монреале ясно указал, что теперь установление любой связи с публикой становилось проблематичным.
Не один Роджер испытывал депрессию во время этого представления. За многие годы Pink Floyd разработала характерную игру на бис: группа исполняла медленный двенадцатиаккордный блюз, а бригада тем временем постепенно убирала всю аппаратуру и инструменты, пока на сцене не оставался один безмолвный музыкант, который затем тоже исчезал. В тот раз Дэвид Гилмор был так разозлен поведением зала, что вообще отказался участвовать в этой процедуре.
Хотя инцидент с плевком стал более чем досадным, он привел в движение творческие ресурсы Роджера, и ему пришла в голову идея шоу, базирующаяся на концепции физического и эмоционального отделения публики от ее кумиров. Оказало ли происшествие в Монреале какое-либо серьезное воздействие на несчастного оплеванного фаната, так и осталось неизвестным; во всяком случае, он не только никогда не обращался к адвокату, но и не требовал вознаграждения за обеспечение Роджера столь креативным толчком.
«The Wall» в целом представляет собой целый комплекс материалов: пластинку, концерты (усиленные показом фильмов, сценическими эффектами и прочими атрибутами), а также кинофильм. С самого начала намерение Роджера было именно таким. Он уже проявил склонность к исследованию новых возможностей мультимедиа, однако альбом «The Wall» пошел значительно дальше. Весь проект потребовал значительное количество времени. Период работы над ним длился фактически от середины 1978 года, когда Роджер создал первоначальную версию, до 1982 года, когда фильм вышел на экраны.
Уровень участия других членов группы в альбоме поистине стал яблоком раздора. Хотя, может статься, сама завершенность демозаписей Роджера предельно затрудняла для Дэвида Гилмора и Рика Райта процесс внесения какого-либо вклада. Однако Дэвид позднее считал, что его музыкальный вклад, особенно в «Run Like Hell» и «Comfortably Numb» оказался порядком недооценен. Впрочем, потенциальный вулкан будущего раздора пока еще по-прежнему дремал, когда осенью 1978 года на студии «Британия-Роу» группа начала делать черновые версии некоторых треков.
Хотя студии «Британия-Роу» вполне хватало для записи «Animals», вскоре стало ясно, что она не справится с задачей альбома «The Wall». Началось это с просьбы продюсеров Боба Эзрина и Джеймса Гатри, которые хотели усовершенствовать аппаратуру так, чтобы она соответствовала высоким стандартам.
Группа сменила студию, но по другой, более зловещей причине. В тот период все бизнес-идеи Pink Floyd вне группы обрушились в один миг. Оказалось, что компания «Нортон Уорберг», которая занималась инвестициями группы, тянула финансы, чтобы совершать катастрофически авантюрные вложения. В конечном итоге основатель компании Эндрю Уорберг сбежал в Испанию. Лишь в 1982 году он вернулся в Англию, где его арестовали, обвинили и приговорили к трем годам заключения. Поскольку компанию «Нортон Уорберг» рекомендовали такие влиятельные организации, как «Американ экспресс» и Английский банк, множество людей вложило туда свои пенсии и сбережения. Вдовы и пенсионеры были вынуждены вернуться к работе.
Все эти деловые проблемы имели очень малое отношение к музыке Pink Floyd . Однако их последствия оказали очень существенное влияние на те решения, которые им пришлось принимать по ходу записи альбома «The Wall». В общей сложности они потеряли около одного миллиона фунта стерлингов. Убытки компаний венчурного капитала были поистине устрашающими, а поскольку музыканты инвестировали так называемые «доналоговые» финансы, то теперь у них образовалась налоговая брешь, которая могла составлять от 5 до 12 миллионов фунтов. Вся эта история навлекла на группу черную тучу. Они привыкли считать себя образованными представителями среднего класса, у которых все под контролем. Увы, они ошибались.
В этой ситуации самым лучшим решением было бегство за границу. За две-три недели группа собрала свои пожитки и убежала во Францию. Налоговые правила проживания предписывали покинуть Британию до 6 апреля 1979 года и не возвращаться туда ранее 5 апреля следующего, даже с самыми кратковременными визитами.
Студия во Франции, где расположилась группа, называлась «Супер Беар». Она располагалась в Приморских Альпах примерно в получасе езды от Ниццы, рядом с небольшой деревенькой. Первым записал барабаны Ник Мейсон, и, пользуясь освободившимся временем, отправился участвовать в местных автогонках. На клавишные партии требовалось больше времени, и, чтобы закончить всю работу в срок, Рику Райту урезали его отпуск. Узнав об этом, Рик наотрез отказался работать в летние каникулы, чем вызвал ярость Роджера. Он считал, что выполняет колоссальную работу, в то время как Рик не желает и пальцем пошевелить, чтобы помочь ему.
Ситуацию усугубило и то, что Рик вызвался стать продюсером альбома (хотя их и так было немало), и Роджер согласился на это при условии, что Рик сделает в альбом существенный вклад. Увы, вклад Рика состоял лишь в том, чтобы появляться на сессиях и торчать там в качестве продюсера. В конце концов, та ниточка, которая связывала Рика и Роджера последние пятнадцать лет, в итоге лопнула, и падение Рика стало неизбежным. Роджер поставил условие, что Рик должен остаться в роли платного концертного музыканта, но считаться членом группы он уже не может. В случае неисполнения этого указания он обещать навсегда положить конец группе Pink Floyd.
Вместо того, чтобы ввязаться в бой, Рик на удивление спокойно отступил. Уход даже был ему на руку: как концертный исполнитель, он единственный делал деньги на «живых» шоу, в то время как остальные лишь терпели убытки…
Пока альбом отправлялся на микширование в Лос-Анджелес, сотрудники «Британия-Роу» собирали галерею звуковых эффектов для альбома – от хора сотрудников студии, распевающих «Tear Down the Wall!» до звука того, как разбиваются целые тележки фаянсовой посуды. Детей, поющих в «Another Brick in the Wall», нашли в школе через дорогу от «Британия-Роу». Их учитель музыки Алан Реншоу с удовольствием согласился помочь при условии, что студия в обмен запишет их школьный оркестр. Поначалу записали голоса троих школьников, а затем остальных.
После того, как сингл с успехом вошел в чарты, на группу обрушилась пресса. Встав у порога студии, они пытались заклеймить бессовестную эксплуатацию несчастных детишек бессовестными рок-звездами, но лишь через пару часов журналисты узнали, что группа находится во Франции. В конечном счете со школой заключили договор, по которому школа получала всю прибыль, поскольку запись была осуществлена в учебное время.