Найти тему

Почему Бог в Библии раскаивается

1,4K прочитали

Христиане верят, что Бог является абсолютным самодостаточным существом. Он никогда не ошибается, его любовь к людям имеет абсолютный характер. Однако в Библии есть стихи, которые ставят под сомнение абсолютность Бога. Давайте разбираться.

В Библии много раз встречается момент, когда Бог кается. Что такое покаяние? Каяться — значит сожалеть, упрекать себя за недостойное поведение; испытывать скорбь по греху или вине с целью изменить жизнь к лучшему. Получается, что Бог в Библии не является всеблагим и может ошибаться?

Пермская скульптура бога-саваофа.
Пермская скульптура бога-саваофа.

Примеры божьего раскаяния

"и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём". Бытие 6:6
"И отменил Господь зло (раскаялся за зло), о котором сказал, что наведет его на народ Свой". Исход 32:14. В оригинале стоит слово "nâcham", означающее "раскаяние".
"И было слово Господа к Самуилу такое: жалею (раскаиваюсь), что поставил Я Саула царём, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил". 1-ая книга Царств 15:10-11. В оригинале стоит слово "nâcham".
"И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем". 1-ая книга Царств 15:35.
"И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навёл". Иона 3:10. В оригинале стоит слово "nâcham".

Примеры религиозных толкований

Забавно, что иудейский теолог Филон Александрийский, комментируя отрывок о раскаянии Бога из Книги Бытия, пишет, что те, кто воспринимает этот отрывок буквально, не являются благочестивыми.

Христианские толкователи обтекаемо говорят, что Бог на самом деле не раскаивается, а сравнивает природу человека с "премудростью Божией". Августин Аврелий пишет:

"Бог не раскаивается в каком- либо поступке, как человек: Его суждение обо всех вещах вообще так же твердо, как верно Его предвидение".

Его слова повторяет православный толкователь епископ Виссарион (Нечаев):

"Раскаяние в собственном смысле немыслимо в Боге, ибо Он не может делать ничего такого, о чем бы Ему следовало потом пожалеть: все, что ни делает Он, делает с совершенною Премудростию и знанием всего, что выйдет из Его дела..."
Августин.
Августин.

Не покаяние, а скорбь?

Прогрессивные христиане, пытаясь оправдать "раскаяние" Бога, пишут, что на самом деле термин "nâcham" означает скорбь, сожаление, сопереживание. Однако мы видим примеры в Библии, как Бог решает или намерен что-то сделать, затем передумывает и почему-то считает это плохим, а потом решает этого не делать. Он буквально ошибается в своих намерениях и пытается их исправить. Даже ранние толкователи указывают на термин "раскаяние", делая акцент на характере поведения Бога.

Не раскаяние, а антропоморфизм?

Еще одно популярное объяснение теологической несостыковки сводится к идее антропоморфизма. Авторы Библии специально использовали понятный для людей язык, чтобы объяснить образ и поступки Бога. Если принять это во внимание, то получается, что авторы Библии просто искажали образ Бога, нарушали принцип "аниконизма", приписывали Богу несвойственные ему качества.

Более того, получается, что библейское божество ничем не отличается от аналогов из других религий, где боги гневаются, любят, дурят, совершают ошибки. Скажу больше: этот факт усиливает идею о том, что библейский бог - такой же мифический продукт, как и Зевс, Перун, Юпитер, Один, Индра и прочие.

К тому же в Книге Чисел есть противоречащий изменяющемуся богу стих:

"Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" Числа 23:19

Либо авторы Библии описывали разное представление об одном и том же боге, что привело к явным противоречиям в тексте, либо Бог в Библии - очень непоследовательный и забывчивый бог, чья природа непостоянна и изменчива.

Поддержать автора ☕.