Утверждение о том, что хорошо там, где нас нет, каждый трактует по-разному. Для кого-то это причина по-доброму позавидовать, а для других повод к действию.
Тем более, если есть допуск к управлению военным самолетом. В истории СССР были случаи, когда за рубеж сбегали военные летчики, угоняя авиатехнику. Нашли ли они там свое счастье?
Масштабы дезертирства
Факты дезертирства советских летчиков стали фиксироваться в годы Великой Отечественной. По мнению историка К. Александрова, таких эпизодов было 38.
Однако дать реальную оценку масштабам дезертирства не представляется возможным, так как командирам было не выгодно афишировать подобные случаи.
Это могло остановить карьерный рост, да и от обоснованных вопросов по поводу идеологического воспитания подчиненных было трудно уйти. Поэтому неожиданно исчезнувшие летчики нередко записывались как «пропавшие без вести» или «не вернувшиеся с задания».
Некоторые случаи все же было трудно утаить. В 1941 году был угнан на Запад бомбардировщик СУ-2. Самолет был приписан к 735-му полку, который из-за этого случая не получил звания гвардейского.
Туда же в 1945 году направился бомбардировщик Пе-2 с командиром экипажа Бацуновым. Вероятно, перебежчики хотели добраться до какого-то нейтрального государства.
Угоны в послевоенное время
Авиационная военная техника СССР справедливо считалась одной из лучших на планете, и потенциальные соперники очень интересовались ее устройством.
Если летчик решался перегнать самолет и изменить своей Родине, за рубежом он становился известной личностью.
Всего за послевоенный период известно около 10 случаев дезертирства, хотя на самом деле могло быть больше, но часть из них выдавали за техническую посадку на иностранном аэродроме.
Больше всего ценились истребители МиГ и Су. На таких машинах в основном сбегали летчики из Венгрии, Польши, Румынии и ГДР. Есть подтвержденные факты их бегства в Австрию, Италию, Швецию.
Участь летчиков-предателей
Дальнейшая жизнь перебежчиков складывалась по-разному. Так, пилот угнанного в Турцию учебно-тренировочного самолета ЯК-11 (инцидент произошел в 1948 году) получил в этой стране убежище.
Но чаще всего информация о судьбе дезертиров оказывалась запутанной. В основном они сразу же оказывалась под влиянием западных спецслужб.
Подобная история произошла после бегства пилота Су-9 в Иран в 1961 году. Машину разобрали американцы и переправили себе в страну. Туда же отправился и летчик. О его дальнейшей судьбе ничего не известно.
Частично другой финал у истории со сбежавшим на МиГ-29 из авиабазы в Грузии в 1989 году в Турцию летчиком А. Зуевым.
После настоятельных требований советских властей самолет вернули в СССР, при этом пилоту было дано политическое убежище в Соединенных Штатах, где он через некоторое время погиб в авиакатастрофе.
Потерялись следы и еще одного перебежчика, сбежавшего в Западную Германию на Су-7Б в 1973 году. Правда, это был не военный летчик, а техник Е. Вронский, обслуживающий истребители.
Получив простейшие навыки пилотирования на тренажере, он решился на дерзкий побег в сторону Западного Берлина. Беглецу удалось перелететь на территорию ФРГ.
Не зная, как посадить самолет, Вронский катапультировался. Он получил политическое убежище, но как сложилась жизнь дезертира дальше, осталось неизвестным.
Побеги на военных самолетах за рубеж продолжались до распада Советского Союза. Большинству предателей Родины путь назад был заказан, но на новом месте далеко не все обрели желаемое счастье.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте, делитесь публикацией в соцсетях.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!