"Повесть о разорении Рязани Батыем" сообщает, что "...один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем. И услышал он о нашествии верного злу царя Батыя, и уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустошенной: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты". Согласно преданию, Евпатий собрал из окрестных селений отряд численностью 1700 человек, и ринулся в погоню.
На подступах к Москве коловратовым бойцам удалось догнать арьергард монгольского войска. Легенда утверждает, что появление рязанцев в тылу Батыевых туменов внесло панику в татарское войско, поскольку захватчики, только что до тла спалившие окрестности Рязани, приняли воинов Коловрата за оживших мертвецов, и страшно перепугались. Батый послал против рязанского отряда своего сына - Хостоврула, каковой похвалялся, что притащит Евпатия к хану живым. Однако в поединке один на один, Коловрат разрубил хвастливого монгола напополам одним могучим ударом от плеча до седла. Узнав об этом, перепуганный Бату двинул на неистового боярина "порокы каменныя", и богатыря удалось извести, только расстреляв его и немногочисленных рязанских ополченцев из камнемётов прямой наводкой. Когда же мёртвое тело героя доставили в ханскую ставку, Батый изрёк: «О Евпатий Коловрат! Здорово ты меня попотчевал с малою своею дружиною! Многих богатырей сильной орды убил, и много войск пало. Если бы у меня такой служил, любил бы его всем сердцем. И отдал тело Евпатиево оставшимся в живых из его дружины, которые были захвачены в бою. И велел их царь Батый отпустить, не причинять никакого вреда". Столь красочные и явно фольклорные подробности заставляют современного исследователя считать Евпатия Коловрата скорее героем древнерусского эпоса, наряду с богатырём Святогором и Алёшей (Александром?) Поповичем, якобы погибшем в битве на Калке в числе ещё семидесяти могучих витязей русских, нежели реальной исторической личностью. Впрочем, ранние исследователи придерживались иной точки зрения: Карамзин полагал, что Колврат был реально существующим рязанским боярином, а Иловайский говорил о том, что в том случае, ежели сам Евпатий - фигура легендарная, то история с погоней основана на исторических фактах.
Мы можем смело утверждать лишь одно - в отличие от прочих событий похода Бату, освещаемых примерно одинаково самыми разными источниками - русскими летописями, "Летописным сводом" Рашид-ад-Дина, западными письменными памятниками и археологией, история о Евпатии Коловрате встречается только в одном историческом источнике - "Повести о разорении Рязани Батыем". Да и само существование чудо-богатыря, которого злобные враги извели только при помощи камнемётов, и который один мог вступить в битву с многотысячным войском, разрубая сотни врагов одним ударом напополам, представляется весьма сомнительным.
Как бы там ни было, завоеватели двигались к Москве, и в январе 1238 года подошли к крепостным стенам. "А татары пошли и захватили Москву, а князя Владимира, сына великого князя Юрия, взяли в плен. И пошли в несметной силе кровопускатели крови христианской к Владимиру"- скупо сообщает нам "Повесть о пленении русской земли Батыем" относительно московской осады. Между тем, молодой городок на южной границе Владимиро-Суздальской земли сопротивлялся завоевателям столько же, сколько столица княжества Рязанского.
После разгрома в Коломне, Всеволод Юрьевич, минуя Москву, ушёл во Владимир, к отцу. Побитые же городские полки вернулись под защиту укреплений, и принесли страшные вести о приближении громадной рати "безбожных исмаильтян". В то время городом правил князь Владимир Юрьевич, младший сын Юрия, Великого князя Владимирского. Наспех организованная им оборона задержала орду Батыя на целых пять суток. При осаде города монголы прибегли к точно такой же тактике, как и в случае с Рязанью. Город обстреляли из камнемётов, после чего взяли приступом.
Персидский чиновник и историк Ала ад-дин Ата Малик ибн Мухаммед Джувейни (на которого ссылается советский источниковед М.Н. Тихомиров), будучи современником событий (Джувейни скончался в 1283 году), в своём труде, посвящённом династии Чингизидов в целом, и батыеву походу в частности, сообщает: "Через несколько дней они /монголы/ оставили от этого города /Москвы/ только имя его и нашли там много добычи». Это описание перекликается с Лаврентьевской летописью, которая повествует вот о чём: "«Взяли Москву татарове, и воеводу убили... за правоверную христинскую веру, а князя Владимира, сына Юрьева, пленили, а людей убивали и стариков, и детей; а град и церкви святые огню предали, и монастыри все, и сёла пожгли, и много имущества взяли...".
Правда, Джувейни добавляет ещё одну красочную подробность, вполне характеризующую представления о воинской доблести, царившие в монгольской армии-у каждого убитого отрезали ухо. Однако, озвучивая вовсе фантастические цифры погибших в Москве от татарских сабель - 270 000 человек, которых в городе быть не могло, да и вряд ли сыскалось бы во всём Залесье, персиянин явно преувеличивает масштабы резни.
Покончив с Москвой, и по доброй традиции оставив за собою мёртвое пепелище, Бату открыл дорогу в Залесскую столицу - Владимир, и на север, в направлении Ильмень-озера, и высившегося на его заболоченных берегах Господина Великого Новгорода. Бату встал перед нелёгким выбором - куда послать войско. Направлением удара в итоге был выбран Владимир - вотчина Великого князя Юрия Всеволодовича, главный город самого мощного княжества Северной Руси. Дальнейшие события предопределили развитие российской истории на следующие две с лишним сотни лет.