Десмонд Моррис известен, в первую очередь, как известный зоолог. В своем творчестве он уделил немало времени изобразительному искусству (как теоретик и практик).
Например, Десмонда Морриса заинтересовал вопрос о значении многочисленных жестов и поз персонажей картин, скульптур, антропоморфных фигур и современных граффити. То есть то значение, которое авторы сознательно или неосознанно придавали своим творениям в историческом масштабе.
Роль статуса в истории жестов и поз
При рассмотрении эволюции символических значений жестов и поз во времени Десмонд Моррис выделил для исследования три элемента: язык человеческого тела, историю культурных обычаев и обзор изменений художественных стилей.
Остановимся на одной из многих групп, на которые Десмонд Моррис разделил свое исследование – на статусе.
Осанка
С самого зарождения изобразительного искусства для демонстрации статуса выбираются люди, облеченные высшим положением. Их характеризует совершенная осанка, помещенные в складки одежды руки, выставленный вперед локоть или нога. Сейчас, в период равноправия, откровенная демонстрация статуса встречается все реже.
Однако позировавший Грэму Сазерленду писатель Сомерсет Моэм изображен с прямой осанкой и с легким наклоном головы назад. Так подчеркнуто его высокое социальное положение.
Скрытая рука
Из одного из стилей ораторских выступлений античности к нам дошел обычай прятать руку в складках одежды. Жестикуляция правой рукой считалась недопустимой, так как оратор должен владеть собой в совершенстве. Так поступали, например, знаменитые деятели Древней Греции Перикл, Фемистокл и Аристид. Данный жест еще символически обездвиживал правую руку, держащую меч или другое оружие.
Гульфик
Для подтверждения мужского статуса в Средние Века и Возрождение использовался гульфик. Служащий первоначально для сокрытия «причинных мест джентльмена», позже он обрел самостоятельное значение, указывающее на явную силу своего хозяина. Сатирический гимн гульфику сочинил Франсуа Рабле. В нем ходили персонажи бунтарской антиутопии Берджеcса «Заводной апельсин».
Выставленная вперед нога и "пулены"
Многих европейских монархов и прочих государственных деятелей изображали с выставленной вперед ногой. Этой позой высокопоставленное лицо противопоставлялось представителям низкого сословия, принимавших по статусу положение "ноги вместе".
Интересно, что из этой аристократической позы произошла мода на непомерно длинные туфли «пулены» с заостренными носами.
Доходило до того, что у некоторых модников носы туфель возвышались более чем на полметра и их привязывали проволокой к колену.
В XIV веке в Англии ношение «пуленов» было законодательно нормировано: простолюдинам разрешено носить туфли с носом не более 15 сантиметров, а высшему дворянству – не более 38 сантиметров.
Десмонд Моррис систематизировал большое количество жестов и поз, стараясь придать им рациональное значение. Излишний крен в научный позитивизм может скрыть многие иррациональные мотивы и поступки людей, требующие других объяснительных парадигм. Тем не менее, высокий уровень профессионализма и тонкий художественный вкус автора никого не сможет оставить равнодушным.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!