Найти тему
Книжный имаджинариум

Язык тела в литературе и живописи от зоолога Десмонда Морриса

Оглавление

Десмонд Моррис известен, в первую очередь, как известный зоолог. В своем творчестве он уделил немало времени изобразительному искусству (как теоретик и практик).

Десмонд Джон Моррис  — британский зоолог и этолог
Десмонд Джон Моррис — британский зоолог и этолог

Например, Десмонда Морриса заинтересовал вопрос о значении многочисленных жестов и поз персонажей картин, скульптур, антропоморфных фигур и современных граффити. То есть то значение, которое авторы сознательно или неосознанно придавали своим творениям в историческом масштабе.

Роль статуса в истории жестов и поз

При рассмотрении эволюции символических значений жестов и поз во времени Десмонд Моррис выделил для исследования три элемента: язык человеческого тела, историю культурных обычаев и обзор изменений художественных стилей.

Остановимся на одной из многих групп, на которые Десмонд Моррис разделил свое исследование – на статусе.

Осанка

С самого зарождения изобразительного искусства для демонстрации статуса выбираются люди, облеченные высшим положением. Их характеризует совершенная осанка, помещенные в складки одежды руки, выставленный вперед локоть или нога. Сейчас, в период равноправия, откровенная демонстрация статуса встречается все реже.

Однако позировавший Грэму Сазерленду писатель Сомерсет Моэм изображен с прямой осанкой и с легким наклоном головы назад. Так подчеркнуто его высокое социальное положение.

Грехэм Сазерленд "Портрет Сомерсета Моэма" 1949 год
Грехэм Сазерленд "Портрет Сомерсета Моэма" 1949 год

Скрытая рука

Из одного из стилей ораторских выступлений античности к нам дошел обычай прятать руку в складках одежды. Жестикуляция правой рукой считалась недопустимой, так как оратор должен владеть собой в совершенстве. Так поступали, например, знаменитые деятели Древней Греции Перикл, Фемистокл и Аристид. Данный жест еще символически обездвиживал правую руку, держащую меч или другое оружие.

Гульфик

Для подтверждения мужского статуса в Средние Века и Возрождение использовался гульфик. Служащий первоначально для сокрытия «причинных мест джентльмена», позже он обрел самостоятельное значение, указывающее на явную силу своего хозяина. Сатирический гимн гульфику сочинил Франсуа Рабле. В нем ходили персонажи бунтарской антиутопии Берджеcса «Заводной апельсин».

Гульфик на картине Питера Брейгеля Старшего "Свадебный танец"
Гульфик на картине Питера Брейгеля Старшего "Свадебный танец"

Выставленная вперед нога и "пулены"

Многих европейских монархов и прочих государственных деятелей изображали с выставленной вперед ногой. Этой позой высокопоставленное лицо противопоставлялось представителям низкого сословия, принимавших по статусу положение "ноги вместе".

Интересно, что из этой аристократической позы произошла мода на непомерно длинные туфли «пулены» с заостренными носами.

Доходило до того, что у некоторых модников носы туфель возвышались более чем на полметра и их привязывали проволокой к колену.

Пулены на рисунке из рукописи XV века
Пулены на рисунке из рукописи XV века

В XIV веке в Англии ношение «пуленов» было законодательно нормировано: простолюдинам разрешено носить туфли с носом не более 15 сантиметров, а высшему дворянству – не более 38 сантиметров.

Десмонд Моррис систематизировал большое количество жестов и поз, стараясь придать им рациональное значение. Излишний крен в научный позитивизм может скрыть многие иррациональные мотивы и поступки людей, требующие других объяснительных парадигм. Тем не менее, высокий уровень профессионализма и тонкий художественный вкус автора никого не сможет оставить равнодушным.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!