Найти тему

Искусство Аккада. Продолжение.

Одной из великих работ формальных художников Аккадского государства, является медная царская голова, обнаруженная в Ниневии (Багдат, национальный музей Ирака). Она была искалечена, как и все скульптуры Аккада того времени, но голову удалось изучить, несмотря на изуродованное состояние. Но так и неясно, какого царя она описывает. Автор данного изваяния уделяет большое внимание деталям, присущим для той эпохи в воспроизведении царской бороды и волос. Также замечаются характерные черты представления монарха в иконографии Месопотамии с 4-ого тысячелетия. К примеру: аккуратно зачёсанная длинная борода, повязка на голове и пучок завязанный за шеей. Этот бюст олицетворяет и показывает всё мастерство и искусность металлургов Месопотамии в технике литья по образцам. Об этом свидетельствуют иные части скульптур, такими как например, основание статуи из меди, найденной в Бассекти, показывающей сидящий нагой образ.

-2

Если судить по точечным деталям и каким-либо анатомическим тонкостям, то статуя этого времени считается наиболее реалистичной в истории Месопотамии. Она представляет собой статую неошумерского периода (статуи Гудеа из Лагаша). Стоить указать, что самые основные изменения происходят в темах. В доаргоническую эпоху царское искусство и искусство знати имело общие черты, искусство правителей Аккада явно отличается от искусства элиты того периода. Теперь же искусство является способом возвеличить личность царя и выделить его, как особенного. Из этого следует, что Аккадское искусство – это идеологический прогресс, имеющий определенное влияние на власть. Король достигает уровня божественности, его возвеличивают, он уже не простой человек. Вышеперечисленное особенно явно в период расцвета Аккадского искусства во времена правления Нарам-Сина, который считался правителем с большими перспективами и имперскими амбициями. Главной задачей искусства было возвеличивание царя, поэтому оно было крепко привязано к царской особе. Искусство приходящее из царских мастерских, изображает правителя как бесстрашного воина, побеждающего своих недругов. Но стоит отметить, что это никак не портит развитие, которое мы можем заметить в анатомической передаче образов на статуях.

-3

В Аккадский период засвидетельствовано становление глиптики религиозного характера. Данное искусство было представлено на штампах цилиндрических форм, различных важных особах государства. Это часто выгравировывалось на хлорите. Скорее всего, стремление унифицировать религиозные идеи исходило от власти. Так или иначе, лишь эти источники считаются наиболее достоверными, так как других письменных трудов того времени мы не имеем. Это искусство, вдохновленное темами предыдущих эпох, является чем-то инновационным для тех годов и было предназначено для более детального представления персонажей. Во многих картинах иллюстрирующих богов, проявляется желание индивидуализировать их лучше. Наиболее популярными образами являлись: бог волн – Эну, часто аккомпанируем своим таинственным товарищем Ушму (бог с двумя лицами); Уту/Шамаш (солнечное божество); великая богиня Инанна/Иштар.

-4

Существует две мифологические темы, относящиеся к скульптурам того периода. Первой из них, является битва, в которой бог сражается с выдуманным или реальным животным. Эти сюжеты вдохновлены сценами из существующей глиптики прошлых столетий. Другая тема, названная П. Амиетом «Великим богоявлением», представляет несколько божеств проявляющихся на Земле, чтобы принести силы, которые оживят и оплодотворят природу. Не исключено, что вышесказанное может относиться к новогодним ритуалам, которые далее проводились ранней весной. Кроме этих тем, одним из замечательнейших штампов того периода, является печать Ибни-шаррума, писца Шар-кали-шарри: две нагие фигуры Лахму, которые поили двух буйволов.

-5