Найти тему
ОПОРА-СОЗИДАНИЕ

Свинцовая армия Скоропечатни Александра Александровича Левенсона

31 марта 1901 года в красивейшем здании в стиле модерн в Трехпрудном переулке пайщики и служащие Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон чествовали человека, который 20 лет являлся душой всего дела, его создателем, направителем и вдохновителем - Александра Александровича Левенсона: «20 лет честной и неутомимой деятельности, двадцать лет непоколебимой веры в свое дело обратили ничтожную типографскую затею в одно из крупнейших типографских предприятий России». «Дай Бог, чтобы ваше отзывчивое сердце долго билось на пользу и улучшение быта вашей свинцовой армии и всех истинно нуждающихся» - такие слова были произнесены в тот вечер.

Александр Александрович Левенсон
Александр Александрович Левенсон

А начиналось все 31 марта 1881 года, (12 марта по н.ст.) в Москве, когда в доме в Рахмановском переулке открылась небольшая типография. Ее основателем стал Александр Александрович Левенсон, сын известного московского врача-ревматолога немецкого происхождения Александра Борисовича Левенсона и домовладелицы, купчихи 2-ой гильдии Софьи Иосифовны. Предприятие было открыто им в возрасте 30-ти лет. Обладая скромными ресурсами, типография Левенсона, однако, сразу же «бодро и смело вступила на тот же путь, по которому шли большие типографии Москвы» и в результате прославилась как одно из крупнейших типографских производств России.

Но это было позже. А в момент открытия предприятие имело крохотный оборотный капитал и скудное оснащение, состоявшее из маленькой типографской машины, ручного станка, нескольких реалов и касс – причем, весь этот небогатый инвентарь был куплен практически случайно. Каждый вошедший в типографию посетитель вызывал большую надежду на крупный заказ – но оборачивался, как правило, заказом сотни визиток или научного реферата. Лишь в 1884 году типография получила первый по-настоящему крупный заказ – на печать ежедневной газеты «Новости дня». Это принесло не только стабильный доход, но и первых пайщиков. В 1887 году маленькое предприятие преобразовалось в Товарищество на вере «Торговый дом А.А. Левенсон и Ко», а в 1890 году появилось «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон». Основной капитал предприятия к тому моменту составлял уже 210 т. рублей. А.А. Левенсон оставался директором-распорядителем, в число пайщиков же вошли крупнейшие представители книжного дела того времени – книготорговцы, печатники, издатели. Скоропечатня начала издавать журналы, учебники, справочники и сборники законов, освоила фототипический способ печати иллюстраций. Дела пошли в гору.

Но ни один даже самый успешный бизнес не застрахован (хотя должен!) от форс-мажора. В ночь на 1 мая 1892 года в типографии произошел пожар, уничтоживший все – мастерские, шрифты, заготовки и выполненные заказы. Только представьте - лишиться всего за несколько часов! Как бы поступили в такой ситуации предприниматели XXI века? Попрощались с бизнесом навсегда – или начали бы заново? Наверное, каждый отвечает на этот вопрос сам. Что касается героев нашей публикации, членов «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон», они, несмотря на колоссальные убытки и внезапность происшествия, решили продолжать начатое и уже успешное дело. Приобрели новую типографию и машины – и были щедро вознаграждены за стойкость и упорство в достижении цели. Уже в следующем году сумма исполненных типографией заказов составила 237 000 рублей, а имеющееся имущество было оценено в 173 000 рублей.

В доме в Рахмановском переулке становится тесно – дело безостановочно растет. И правление принимает решение о постройке нового здания «современной, хорошо построенной и устроенной фабрики, представляющей собою комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства». Так, в Трехпрудном переулке появляется здание, по сей день считающееся одним из самых красивых зданий Москвы. Построенное по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля, оно было не просто чрезвычайно эстетичным, но и отвечало новейшим условиям и требованиям, позволило расширить производство и внедрить самые современные типографские разработки, обеспечить достойные условия труда.

Литографский и типографский цеха, словолитня, фотоцинкография, переплетная мастерская, афишная наборная, где набирались афиши для императорских и частных театров, мелочная наборная – для работ мелких и изящных, комната для секретных наборов, комната для проведения фототипии, наборная газеты «Курьер» - пожалуй, такому оснащению и количеству услуг позавидует даже современная типография.

В прежнем помещении в Рахмановском переулке к услугам заказчиков, привыкших обращаться по этому адресу, был оставлен пункт приема заказов, а также исполнение на месте «экстренных мелких работ» (чем не современная экспресс-типография!). При отделении был открыт писчебумажный магазин с полным набором канцелярских принадлежностей и книг. Клиентоориентированность и понимание конъюнктуры рынка – налицо! Кстати, в 1903 году Скоропечатня выпустила роскошно иллюстрированную книгу, в которой знакомила «своих уважаемых клиентов со всеми процессами, совершающимися в мастерских». Приветственное слово от Правления гласило: «подобное знакомство положительно необходимо в интересах самих же лиц, обращающихся к типолитографии за исполнением того или другого их заказа. Поэтому даже поверхностное описание типолитографских процессов может оказать большую услугу всем нашим многочисленным заказчикам. Им это издание мы и посвящаем».

«Многочисленными заказчиками» Скоропечатня А.А.Левенсона обросла отнюдь не случайно. Она выпускала продукцию высочайшего качества, что не раз подтверждалось медалями престижных международных выставок. Товарищество считалось одним из лучших в Российской империи типографско-издательских предприятий, с 1896 года имело статус - «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

-5

В период с 1912 по 1915 годы Скоропечатней был выполнен огромный объем работ к 300-летнему юбилею Дома Романовых. Среди изданной продукции особенно выделялось издание «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых», который современники назвали «шедевром типографского искусства». В издании использовалась печать в 6, 9, 16 и 32 краски, цветные иллюстрации, схемы, таблицы и графики, точное воспроизведение памятников старины, узорные печатные форзацы, специальные шрифты, роскошный переплет, цветная фотоцинкография и хромолитография на толстой дорогостоящей бумаге – сейчас такую называют «дизайнерской».

Имея стабильный доход, предприятие развивало не только производство – но и социальную сферу. Значительные суммы выделялись на «пенсии старым служащим и их семействам», на пособия рабочим и служащим. Для нужд рабочих была создана ссудо-сберегательная касса. На предприятии работал фельдшер, три дня в неделю врач проводил прием амбулаторных больных, был даже приемный покой на 4 кровати. «Образцовая» кухня готовила блюда на пару, благодаря чему и простые рабочие, и «интеллигентные служащие» получали «хорошо приготовленную, совершенно свежую пищу».

Сегодня – 140 лет со дня создания Скоропечатни А.А. Левенсона. Как много примеров, достойных изучения и подражания мы можем найти в истории предпринимательства дореволюционной России!

Использовано:
1. «Т-во скоропечатни А.А. Левенсон : Ист. очерк и описание мастерских 1881-1903». М, 1903.
2. «Двадцатипятилетие скоропечатни Товарищества А. А. Левенсон. Москва, 1881-1906», М., 1906 г.