Найти тему

Колодач, нож с непонятным прошлым. История и мифы.

Колодач. Моё фото
Колодач. Моё фото

Колодач, нож про который я никогда не слышал. По легенде это нож казачьего куреня пластунов. Что такие ножи в смутное время делали из косы, обычные крестьяне, когда устраивали бунт. Давайте узнаем, что же мне удалось выяснить.

Мне стало интересно, насколько то, что я узнал, правда? Где вымысел? Что было и что есть сейчас. Я начал искать информацию в интернете. Писал небольшие сообщения на форумах, блогах. И помаленьку информация начала просачиваться, собираться в некий сформировавшийся для меня образ данного ножа.

Немного мифов или что я слышал об этом ноже:

Есть несколько видов данного ножа.

Первый вид колодача использовали пластуны из пластунского куреня Запорожской сечи. Пластуны изготавливали такие ножи, как и все другое холодное оружие из металла в обычной кузне обычным способом.

Второй вид колодача был оружием черни, его переделывали из косы. По легенде, крестьянин ломал косу, предположительно сантиметров 20 от кончика косы. Это было символом отказа от крестьянской жизни, он ломал устоявшийся уклад, отказываясь от прошлого и будущего. Ведь коса для крестьянина это кормилица, как и корова, лошадь. А он ее собственными руками ломал. Ломал для того, что бы сделать себе оружие.

По сути, это оружие бунта. Когда жизнь хуже и невыносимей чем смерть. И мирный гречкосей выбирал путь воина. Путь смерти. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца.

А были и боевые косы:

источник Warbook.club
источник Warbook.club
источник Wikiwarriors.org
источник Wikiwarriors.org
источник Guns.allzip.org
источник Guns.allzip.org

На мой взгляд, есть еще одно название колодача, которое часто встречается в исторических источниках. Это «свяченые ножи», так же оружие черни.

Вернемся к технологии изготовления ножа из косы.

К сожалению, я не кузнец, потому пишу то, что слышал. Отломанный конец косы приваривали заточенным концом вверх. Отковывали лезвие, как и на косе. Далее сформированное лезвие колодача вставляли, в более мягкий метал, таким образом, формируя более толстый обух колодача придающий ему дополнительную жёсткость.

Нож отклепывался, как и коса и доводился до бритвенной остроты. Кто резался косой, знает, как тяжело заживают такие раны. Сверху у клинка была полуторная заточка, для реза на обратном ходе и вспарывающих уколов.

Ручка колодача выполнялась с груши, индивидуально под руку бойца. Ручка ножа оснащалась пяткой и щечками из мягкого метала. Это необходимо для того что бы предохранить ручку ножа от сколов. Так же использовали мягкий металл на щечках для того, что бы при попадании чужого клинка и скольжении по лезвию колодача, задержать чужой клинок на щечке и не дать ему резко соскочить на руку.

колодач по середине. Фото Базлова Г.
колодач по середине. Фото Базлова Г.

По рассказам, ручка устроена таким образом, что когда рука в крови, то она не скользит, а как бы присасывается и после боя, по рассказам, когда кровь засыхала, руку отпаривали в горячей воде от рукоятки.

Клинок устроен таким образом, что попадая в тело, из-за формы лезвия начинал менять траекторию движения, нанося, таким образом, тяжелые внутренние повреждения. Так же широкое изогнутое лезвие при ударе под ребра, хорошо доставало до важных органов.

источник https://xopc-2004.livejournal.com/
источник https://xopc-2004.livejournal.com/

Такие ножи по преданиям передавались от отца к сыну, но к сожалению, я не видел не одного старого колодача в семьях, только музеи смогли сохранить данное оружие.

колодач с низу. Фото Базлова Г.
колодач с низу. Фото Базлова Г.

Если говорить о специфическом оружии пластунов, то был еще один вид ножа, по форме напоминавший колодач (лезвия), но лезвия были с двух сторон ручки. Я нашел близкий аналог, форма лезвий на фото немного другая:

источник Popgun.ru
источник Popgun.ru

Обычный размер колодача: лезвия без ручки до 30 см плюс ручка около 12 см.

Необходимо отметить, что в то время у косы был более прочный металл. С сегодняшней косы вряд ли можно сделать нормальный нож. Да и смысла в этом особого нет.

И так, что можно найти по данному вопросу сейчас. Факты существования данного ножа.

Начнем с того, что во многих украинских словарях присутствует такое понятие как колодач.

http://ukrainian_explanatory.academic.ru/70961/колодач

Толкование

колодач

-а́, ч., діал.

Великий ніж із дерев'яною колодкою

В.И. Даль "нож (...) поварской: приспешный или колодей..."

Колодей м. тул. стряпной, поварской нож (около, делать)

Колодей м. кто работает кой-что, около дела. - Поварской, стряпной нож

колоде́й "тот, кто работает для себя, на досуге"; диал. "большой палец руки", донск. (Миртов 1), также "кухонный нож". От ко́ло, о́коло (см. колесо́) и де́ять, де́ло. •• 1 У А. Миртова: каладей. – Прим. ред.

Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973.

каладан, колодан - Бліжэйшыя паралелі: укр. колодач 'вялікі нож', 'нож, які носяць у ножнах па поясе', зах.-укр. колодачик, рус. дан., тульск. колодей 'вялікі кухонны нож з драўлянай ручкай' белорусский словарь 1988 г.

нож большой - колодач, дубас, колодiй украинский словарь 2000 г.

Но нет ни одного упоминания о том, что это боевой нож. Обычный хозяйственно бытовой нож. Распространенный в Белоруссии, Малороссии и России. Но наличие названия уже хорошо.

Материал собирался давно, источник утерян. Сбросьте ссылку и я вас укажу. Спасибо за понимание.
Материал собирался давно, источник утерян. Сбросьте ссылку и я вас укажу. Спасибо за понимание.

Вот еще воспоминания:

"Нас не так лякали оповідання про вовків, як про розбійників-кацапів, бо нас малими раз-у-раз усі лякали кацапом з ножакою, коли ми бувало безпричинно зноровимось, і ми, лягаючи спати, раз-у-раз заглядали під ліжко – чи нема там часом бородатого кацапа в червоній сорочці з колодачем в руці. Такі кацапи, старовіри із села Плоскої Тирашпільського повіту, їздили по селах, скуповуючи кури та садову овоч, а на жнива вони часом приїздили десятками підвід, всі бородаті і вбрані в червоне, в чорних повстяних брилях."

Є.Чикаленко https://ru.wikipedia.org/wiki/

Информации о «свяченых ножах» на порядок больше сохранилось в письменных источников.

Все же я более склонен к тому, что ножи эти не имели каких-то определенных названий и «утвержденных» правил в изготовлении.

Если говорить о колодаче, как ноже пластунов, вероятность использования этого названия, на мой взгляд, мала, иначе бы мы часто встретили это название в письменных источниках.

Но этот нож действительно был. Мы можем увидеть эти ножи в музеях Украины. Они имеют между собой небольшие отличия но, тем не менее, характерные очертания свойственные современному колодачу они сохраняют.

Думаю, пластуны называли его либо просто нож, либо кинжал. Это как в селе, когда я спросил у бабушки, как зовут ее кошку, она ответила, что так и зовут – кошка.

Думаю что для обозначения и выделения этого вида ножа, ему было и присвоено гордое название колодач. Далее музейные фото:

Фото 1

источник Museum.velizariy.kiev.ua
источник Museum.velizariy.kiev.ua

Фото 2

источник Liveinternet.ru
источник Liveinternet.ru

Фото 3

источник Liveinternet.ru
источник Liveinternet.ru

Фото 4

Материал собирался давно, источник утерян. Сбросьте ссылку и я вас укажу. Спасибо за понимание.
Материал собирался давно, источник утерян. Сбросьте ссылку и я вас укажу. Спасибо за понимание.

Колодач последний раз по рассказам принимал участие в в Колиевщине, где его освятили возле Мотронинского монастыря, для борьбы с врагами Православной веры и нашего народа, что опять же пересекается с свячеными ножами. Вот отрывок из стихов:

Згадайте Богдана, / Старого гетьмана,

Будете панами,/ Та, як ми, з ножами,

З ножами святыми,/ Та с батьком Максимом

Сю нич погуляэм,/ Ляхив погойдаэм,

Та так погуляэм

Щo аж пекло засмиэтъся,/ Земля затрясеться,

Небо запалаэ.../ Добре погуляэм!"

Кстати у стены с лева от входа в Национальный музей истории Украины в Киеве, находится котел в который колотили вместо колокола и созывали народ для освящения ножей. Если не сперли после переворота.

"Освященные" ножи селян принесли горя нашим врагам не меньше чем их современное оружие.

Кроме обряда освящения ножей, проходила еще одна церемония, которая позволяла гречкосеям, стать воинами. Как говорил Леонид Петрович, им говорили «заветные» слова, позволявшие тихих, забитых гречкосеев «превращать» в воинов не знающих пощады к врагам.

Горить Смила, Смилянщина / Кровью пидпливаэ.

Горить Корсунь, горить Канив, / Чигирин, Черкаси;

Чорним шляхом запалало, / И кров полилася

Аж у Волинь. По Полисси / Гонта бенкетуэ,

А Зализняк в Смилянщини / Домаху гартуэ

У Черкассах, де й Ярома / Пробуэ ниж свячений...

Улици, базари / Крылись трупом, плили кровъю.

- Мало клятим кари!/ Ще раз треба перемучить,

Щоб не повставали / Нехрещени, кляти души.

-Дайте ляха, дайте жида!! / Мало мени, мало!

Дайте ляха, дайте крови / Наточить поганых!

Крови море... мало моря...

После восстания на Украине, у населения было конфисковано все оружие, по некоторым данным, на 10 домов был оставлен один нож. Вот события того времени:

"Маркиз Луккезини — злейший противник русской партии в Польше наряду с подкупом и широкой агитацией в пользу Пруссии писал политические памфлеты (либели), направленные против Потемкина, в которых уверял польскую общественность, что светлейший князь наладил в своих польских имениях тайный выпуск оружия, предназначенного для православного населения Украины. Эти слухи казались тем более вероятны, что после 1768 г., когда по землям Польской Украины прокатилось страшное крестьянское восстание — т. н. Колиевщина — у православного населения в Польше было изъято все оружие"

Если говорить об освященных ножах, то их было, на мой взгляд, много видов. Сохранилось описание «свяченых ножей», там они больше похожи по размерам на мачете. В описании ниже указано, что длина могла быть чуть больше аршина (1 аршин равен 0,711270 м). Но мы видим, что данное изделие явно не из косы.

Описание:

Материал собирался давно, источник утерян. Сбросьте ссылку и я вас укажу. Спасибо за понимание.
Материал собирался давно, источник утерян. Сбросьте ссылку и я вас укажу. Спасибо за понимание.

Фото:

Материал собирался давно, источник утерян. Сбросьте ссылку и я вас укажу. Спасибо за понимание.
Материал собирался давно, источник утерян. Сбросьте ссылку и я вас укажу. Спасибо за понимание.

Видео о колодаче, с участием Леонида Петровича:

Кстати, на Украине очень большое количество людей с еврейскими корнями носят фамилию Колодач. Казалось бы, необъяснимо, но мне кажется это те, кто крестился в обмен на жизнь, во время бунтов.

Эхо войны. Историю по данным событиям можно прочитать. Материалов очень много.

Что касается формы ножа, то есть много аналогов похожих на колодач:

Корво, Чили:

Материал собирался давно, источник утерян. Сбросьте ссылку и я вас укажу. Спасибо за понимание.
Материал собирался давно, источник утерян. Сбросьте ссылку и я вас укажу. Спасибо за понимание.

Кинжал Турецкий и Персидский:

источник Museum.velizariy.kiev.ua
источник Museum.velizariy.kiev.ua

Джамбия, Йемен:

Фото Базлова Г.
Фото Базлова Г.

Бебут:

источник https://vk.com/wall-34546546_3828
источник https://vk.com/wall-34546546_3828

Ну и немного практики и техники работы колодачом.

Начну с непопулярного, а именно постановки боевого движения. Практически все школы тренировки начинают с жестких макетов и жестких спаррингов. Безусловно, для нормальной работы необходимы разные макеты и не только макеты. Но начинать работу необходимо с максимально эластичных макетов. Например это могут быть тонкие ветки, обмотанные скотчем.

Зачем это нужно? Начнем по порядку.

1. Для постановки правильного боевого движения. При нанесении жестким макетом удара своему противнику при отработке связок, ударов, боец подсознательно будет тормозить удар. В спарринге, это менее заметно.

2. Для формирования правильного тактильного ощущения. Так как удар ножом практически не встречает сопротивления, необходимо на начальном уровне что бы и макет так же не давал сопротивления, и «проваливался» в тело, как и нож.

Все это необходимо для формирования правильного навыка и тактильных ощущений. Для понимания, что сопротивление при уколе обозначает попадание ножа в кость, твердый предмет. А значит, боец должен сменить траекторию нанесения удара. Автоматически.

Хваты колодача

1. Хват прямой лезвием в низ. Обычный молотковый хват. (Большой палец руки может лежать на обухе).

2. Хват прямой лезвием вверх.

a. Любое движение за себя.

b. Удар как молотком

3. Хват обратный. Острием лезвия к себе.

4. Хват обратный. Острием лезвия от себя.

Удары:

1. Пировый удар – удар прямым хватом, большой палец на рукояти, как бы направляет. Траектория удара может быть как по прямой, так и по восходящей дуге. Вспарывающий. При этом стараемся воткнуть колодач так, чтоб вошел в тело большой палец руки.

2. Подкова смерти – колодачем бьем снизу в подбородок.

3. Гуповий - удар торцом рукояти, по позвоночнику, затылку.

4. Сподщанский - удар обратным хватом, ключица

5. Ныряем под бьющую руку и пробегая режем колено сзади.

6. Укол в пах

7. Порез шеи

8. Порез бедра с внутренней стороны

9. Силовой порез:

a. бьем в бок, и с разворотом лезвия продавливаем по мягким тканям в гойдке

10. С разворота выходим за спину. также режем пах или бьем в почку на отмаш, если бежим дальше.

Серии ударов колодачом.

1. Два в пах, противник нагибается, один удар в висок.

2. Подрезка ахиллесовой пяты. Лежа на полу, режим ахиллес, сваливаем противника

3. Порез бедра, укол в почку

4. пах, подкова смерти

5. пировый удар, бросок тела через себя.

6. - когда догоняешь врага. Цепляешь ноги. Два удара по шее.

7. - прямой хват. Рез руки, паха, контроль руки., горло

8. - Выхлест ножом по требухе, отмашка

Некоторые принципы работы колодачем:

- вздрыг, но оружие выхватывается медленно и мягко.

- при сопротивлении на порезе или уколе меняем траекторию пореза

- удары, только сериями, но без зависания, если бой групповой

Следующий этап, работа с оружием. Упражнение вервечка.

Для отработки вервечки необходимо найти склон с подъёмом около 35 градусов. На данном склоне должны расти деревья в одну линию. Не менее 5 штук. На стволах не должно быть веток на уровне человеческого роста. Если в линии будет расти дерево в V образном виде, где сможет пройти боец, считайте что это идеальная тропа.

Далее начинаем отработку.

Цель: деревья, это враг, которому надо зайти за спину с помощью гойдка.

Инструктор показывает упражнение, которое заключается в следующем:

Инструктор, принимает боевое положение и начинает бежать в гору, при этом оббегая каждое дерево, как бы облизывая телом каждый ствол. Некий аналог слалома. При входе, инструктор выкидывает на встречу дереву. При входе влево, правая рука выкидывается на уровне глаз ладонью к дереву, вторая на уровне паха, ладонью к дереву. Руки находятся по центру тела. Руки как бы прилипают к дереву, инструктор при этом двигается дальше.

Если есть V образное дерево, то инструктор проходит между деревьев.

Добежав вверх, инструктор начинает выполнять аналогичные действия, но на максимальной скорости.

Бойцы делятся на 2 группы и бегут на встречу друг другу. Нож есть у 1 группы. Они наносят удары ножом по деревьям и второй группе бойцов.

1. Следующий этап, работа с оружием. Бойцы делятся на 2 группы и бегут на встречу друг другу. Нож есть у 1 и 2 группы. Они наносят удары ножом по деревьям и бойцам.

2. Следующий этап, работа с оружием. Бойцы делятся на 2 группы и бегут на встречу друг другу. Нож есть у 1 и 2 группы. Они наносят удары ножом по деревьям и бойцам. Из группы бойцов выделяются 2 Врага. Они берут лозину и становятся за дерево.

3. Следующий этап, работа с оружием. Бойцы делятся на 2 группы и бегут на встречу друг другу. Нож есть у 1 и 2 группы. Они наносят удары ножом по деревьям и бойцам. Из группы бойцов выделяются 2 Врага. Они берут булаву, становятся за дерево.

Следующий этап, работа с оружием. Бойцы делятся на 2 группы и бегут на встречу друг другу. Нож есть у 1 и 2 группы. Они наносят удары ножом по деревьям и бойцам. Из группы бойцов выделяются 2 Врага. Они берут лозину и булаву, становятся за деревоВ гойдке когда не хватает скорости и проходим в притирку, выбрасываем руку за спину врага. На развороте обратным хватом бьем или в сердце или в почку. Или по центральной линии бока, под ребро. Для кругового боя.