Найти тему

Правда ли, что в Нидерландах самые счастливые школьники в мире? Проверяем на собственном опыте.

Оглавление

Немного предистории. Соне исполнилось 10 лет, в Москве она была ученицей 4 класса. Последние полгода до отъезда (с ноября 2020 по март 2021) она была на домашнем обучении - мы решили попробовать этот формат в связи с переездом в Нидерланды. Соня была счастлива вернуться к привычному формату обучения, хотя и домашний формат не вызывал отторжения - мы нашли много плюсов, но общения с ровесниками не хватало.

Кстати, в Нидерландах набирающая популярность в России семейная/домашняя форма обучение не существует как категория. Посещения школы - это обязанность ребенка и родителей. Отсутствие в школе должно иметь веские основание, карается штрафами и общением с социальными службами. Про все это напишу отдельно, а пока про наши первые шаги в голландскую школу.

Почему Соня пошла в нидерландскую школу, ведь она не говорит на нидерландском?

Ответ на этот вопрос довольно прост - для того, чтобы выучить язык. Хотя мы и не знаем, как долго проживем в Нидерландах, но обучение в нидерландской школе ускоряет адаптацию и даёт больше возможностей для выбора в будущем. К тому же - экономит кучу денег.

Всего для иностранцев есть два варианта - идти в International school или taal класс или taal школу - то есть класс или школу для иностранцев.

International school всегда платные и стоят по разному - есть за 5 тыс в год, а есть за 40, но стоимость не самый главный минус. Все обучение на английском, а живем мы в Нидерландах и, хотя считается, что здесь все говорят на английском, мы каждый день сталкиваемся с тем, что этого недостаточно. Идти в такую школу имеет смысл тогда, когда семьи приезжают на относительно короткое время, то есть точно знают, что через год-два вернутся в свою страну, и не видят смысла в адаптации к местной культуре и языку.

Первый блин комом

Классы для иностранцев есть не во всех школах. Например, в чудесной школе рядом с нашим домом - такого класса нет, а в районе с социальным жильем - есть, туда ехать на 2 автобусах. Поскольку другие хорошие школы на наш запрос о вступлении Сони в ряды их учеников просто не отвечали, то мы решили попробовать эту, тем более, что отзывы о ней были хорошие.

Я дала себе установку - надо просто принять как факт, что Соня будет ходить в школу вместе с детьми из социально неблагополучного района и радоваться тому, что школа - образец diversity (разнообразия). Спросила у Сони, кто учится с ней в классе - “кажется эфиопка, кажется китаянка, еще одна очень красивая коричневая девочка, точно украинец, про остальных пока не знаю”. Собственно, за этим ехали - учиться выходить за рамки привычного.

Но через пару недель мы сбежали из этой школы. Оказалось, что даже моему терпения и принятию есть предел. Хотя в Нидерландах очень стараются сделать так, чтобы все школы были более-менее равны и чтобы не было значительной разницы между школами в районах с социальным жильем и благополучных районах - эта разница все -таки есть. Теперь, когда Cоня учится в премилой Oranje School - я могу констатировать это как факт.

Что же было не так?

Почти все - начиная от отношения педагогов к детям, до туалетов, в которые Соня отказывалась заходить, предпочитая терпеть что есть мочи до дома. Отсутствие детской площадки и каких-либо активностей для детей - при этом дети должны час перерыва на обед провести на улице, а в классе никак нельзя. В школьном дворе есть только... грязь, два дерева и веревка между ними. И вот, кучка не понимающих друг друга детей из разных стран и культур, пытается что-то делать в этот самый нелюбимый час своего пребывания в школе. Добавим к этому отсутствие нормальной физкультуры и какой-либо обратной связи от педагога о том, как дела у Сони.

В классе для иностранцев главное - изучение нидерландского и немного математики. Задачей этого класса также является знакомство с культурой/историей Нидерландов. Возможно этим можно объяснить, что моей 10 летней умнице на одном из уроков предложили раскраску. Соня ненавидит такие штуки - она и в детском саду не любила, так что в ответ на задание учителя, она фыркнула, перевернула лист бумаги и начала просто рисовать. Учительница сказала, что это задание, а не баловство и настояла на раскрашивании.

То, что Соня назвала Диснеевской картинкой, оказалось обычной раскраской - девочка в подобии традиционного костюма. Творческая личность не терпит давления, поэтому мультяшная девочка с ловкой руки Сони превратилась в готическую девочку.

Та самая раскраска.
Та самая раскраска.

Я всем вокруг задавала вопросы - возможно это и есть знакомство с культурой? Кто это - персонаж сказки, героиня эпоса или голландского мультфильма?

После "раскраски" решили завершить социальный эксперимент над нашим ребенком. Именно в этот момент нам сильно повезло - в школе, куда муж не мог достучаться целый месяц, оказалось свободное место в taal классе. В поисках счастья отправились в новую школу...

Продолжение следует....

Про систему образования в Нидерландах можно почитать по ссылке