Найти в Дзене
Елизарэ-Фильм

Космонавты Беляев и Леонов — экипаж корабля «Восход-2»

/Краткий рассказ о невероятном подвиге русских в космосе /

Друзья, безусловно Юрий Алексеевич Гагарин был первым космонавтом. У нас первый Герой остается в памяти народа и государства, а что же вторые и третьи? Ведь порой их задача и миссия была в сотню раз опаснее.

Уже Герой космоса и СССР Юрий Гагарин и еще только кандидат в космонавты, молодой летчик Алексей Леонов. У Леонова на кителе знак "Парашютист", а у Гагарина - "Отряд Космонавтов СССР". Все они наши Герои, начинали, как парашютисты. А мы хотели походить на них. Фото из открытых источников.
Уже Герой космоса и СССР Юрий Гагарин и еще только кандидат в космонавты, молодой летчик Алексей Леонов. У Леонова на кителе знак "Парашютист", а у Гагарина - "Отряд Космонавтов СССР". Все они наши Герои, начинали, как парашютисты. А мы хотели походить на них. Фото из открытых источников.

Алексей Леонов для меня непреодолимый, невероятный, непостижимый, фантастический герой освоения космоса. Леонов Герой нашего времени! Бесстрашный человек, который спас себя и жизнь экипажа (командира корабля), в абсолютно безвыходной ситуации, когда уже в открытом космосе, его скафандр раздуло, а сам космонавт, не мог пошевелить ни ногой, ни рукой. Что может сделать воля человека? Одной только волей и героизмом, возможно, что еще его добрый ангел помогал Леонову, вернуться на корабль.

Бравый капитан, мечтатель и романтик Алеша Леонов. Лев космоса первый в безвоздушном пространстве. Фото из открытых источников.
Бравый капитан, мечтатель и романтик Алеша Леонов. Лев космоса первый в безвоздушном пространстве. Фото из открытых источников.

Я почему-то уверен, что именно только военный летчик космонавт майор Алексей Леонов мог выполнить нереальную задачу по выходу в открытый космос. Но выйти-то легко, а вот вернуться! Как вернуться, когда все против тебя и ты обездвижен. Это конец, но Леонов — Лев космоса, не согласился с этим. В принципе генеральный конструктор Королев чувствовал, что корабль сырой, а что делать, решили рискнуть жизнью космонавтов, космонавты рвались в герои, они действительно были лучшими! Они сделали невозможное и выжили. Их объявили погибшими, а они жили и сопротивлялись морозу и опять благодаря Леонову. Когда я смотрел новый фильм: «Время первых», я заплакал. Меня трудно довести до слез, но фильм получился настоящий и достойный. Консультантом был сам генерал космонавт Алексей Леонов. Долгожитель и великолепный живописец космических пейзажей. Теперь к экипажу. Командир экипажа Павел Беляев родился 26 июня 1925 года в селе. Он окончил среднюю школу в 1942-м и отправился работать токарем на Синарский трубный завод. В 1943 году добровольно вступил в ряды Советской армии и был направлен в Ейское военное авиационное училище летчиков, окончил в 1945 году.

Летчиком-истребителем участвовал в боевых действиях с Японией в составе 38-го гвардейского истребительного авиаполка 12-й штурмовой авиадивизии на Тихом океане, в августе — сентябре 1945 года, затем проходил службу в частях авиации ВМФ СССР.

Еще во время учебы в академии Павлу Беляеву предложили вступить в отряд космонавтов. Он согласился, еще бы это была мечта каждого военного летчика ВВС СССР. В 1960 году был зачислен в отряд, где его выбрали старостой. С большим усердием Беляев осваивал космическую технику, в совершенстве изучил матчасть корабля. Важнейшая роль в них отводилась воздушно-парашютной подготовке. Руководство считало, что такого рода навыки будут полезными для курсантов. В 1964 году в составе будущего экипажа, Беляев и Леонов должны были совершить пару прыжков с задержкой по тридцать секунд. Прыжок первый прошел хорошо. Но когда они поднялись в небо еще раз, ветер усилился. Беляев приказал лететь на аэродром, но Леонов настоял на совершении прыжка, мол отступать не в его принципах. Парашютисты прыгнули, и их начало относить сильным ветром. При приземлении Павел Беляев серьезно повредил ногу, и его отправили в госпиталь на долгие месяцы.

Если бы не настойчивость Леонова, возможно Беляева бы так и списали из отряда Космонавтов СССР. Фото из открытых источников.
Если бы не настойчивость Леонова, возможно Беляева бы так и списали из отряда Космонавтов СССР. Фото из открытых источников.

Боль была адской, но будущий космонавт добился своей цели — ногу вылечил. Павел пропустил год тренировок, но смог вернуться в группу. Для этого ему пришлось сдать ряд парашютных прыжков, с которыми он справился на отлично.

18 марта 1965 года подполковник военный летчик-космонавт командир Павел Иванович Беляев космонавт Советского Союза № 10, и его напарник пилот майор ВВС СССР, летчик-космонавт № 11 Алексей Архипович Леонов стартовали с Байконура на борту двухместного корабля «Восход-2».

Последние дни перед полетом в космос. Летчики Леонов и Беляев. Космонавты СССР №11 и № 10. Глаза полные отваги, но и размышлений, как выполнить миссию и вернуться к семьям живыми. Это вам не в хоккей играть с канадцами. Тут миссия в сотни раз за пределами человеческих сил. Фото из открытых источников.
Последние дни перед полетом в космос. Летчики Леонов и Беляев. Космонавты СССР №11 и № 10. Глаза полные отваги, но и размышлений, как выполнить миссию и вернуться к семьям живыми. Это вам не в хоккей играть с канадцами. Тут миссия в сотни раз за пределами человеческих сил. Фото из открытых источников.

Когда они вышли на орбиту, стала надуваться шлюзовая камера, присоединенная к люку корабля. Леонов, пройдя через нее, совершил первый выход человека в космос. Затем миссия пошла не так, как планировалось. Космонавтам пришлось справляться с семью авариями. Из них три были опасны крайне для жизни, существовала опасность взрыва всего корабля, отказала система управления, в капсуле было повышенное содержание кислорода. Чтобы перейти в режим ручного управления, Беляеву пришлось отстегнуться от кресла. Он перенаправил корабль, настроил тормозную установку и вновь вернулся на свое место.

Этот экипаж уникален двумя смелыми и максимально подготовленными в инженерном плане космонавтами. Они решили сложнейший квест, чтобы выйти из огненного шквала, живыми.

Теперь подробнее о полете «Восхода-2»

Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера, состоящая из 12 «пневморёбер». Перед выходом оба космонавта были в скафандрах. Беляев был готов в случае непредвиденных обстоятельств помочь Леонову вернуться в корабль. Выход в открытый космос начался на втором витке вокруг Земли. Беляев с пульта управления открыл люк в шлюзовую камеру. Леонов в скафандре перебрался в неё. Беляев закрыл за ним люк и начал разгерметизацию камеры. В это время корабль находился над Египтом, это вне зоны доступной радиосвязи с наземными пунктами слежения на территории СССР. В 11:32:31 Беляев открыл люк шлюзовой камеры, и в 11:34:51 Леонов выплыл в безвоздушное пространство. В момент выхода Леонова в открытый космос командир экипажа Павел Беляев передал сообщение в эфир: «Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!»

На внешней поверхности корабля были установлены две передающие камеры телевизионной системы «Топаз-25» (25 кадров в секунду). Приём телесигнала осуществлялся на спиральную антенну ТНА-150 с эффективной площадью приёма в 150 м2 на полигоне «Медвежьи озёра» в Подмосковье, а также приёмными станциями в Красном Селе — Ленинградская область, на Симферопольском измерительном пункте и на объекте «Уссурийск» на Дальнем Востоке. Принятое на каждой станции изображение записывалось на киноплёнку. Съёмка с внешней поверхности корабля осуществлялась также специальной кинокамерой С-97. В скафандр Леонова была встроена фотокамера Ф-21, разработанная в ведомстве КГБ , но сделать снимки не удалось, так как при перемещении космонавта из спускаемого аппарата в шлюзовую камеру оторвался манипулятор фотокамеры.

Пять раз Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему. Он был связан с кораблём фалом, длина которого составляла 5,35 метра .

Триумфальное возвращение на Родину и планету Земля. Космонавты А. Леонов и П. Беляев. Друзья, я счастлив, что эти парни не сгорели в атмосфере, а вернулись к нам живыми. Как ликовала вся страна, уставшая от потерь. Слава генеральному конструктору Сергею Павловичу Королеву и всем инженерам и сотрудникам ЦУП. Фото из открытых источников.
Триумфальное возвращение на Родину и планету Земля. Космонавты А. Леонов и П. Беляев. Друзья, я счастлив, что эти парни не сгорели в атмосфере, а вернулись к нам живыми. Как ликовала вся страна, уставшая от потерь. Слава генеральному конструктору Сергею Павловичу Королеву и всем инженерам и сотрудникам ЦУП. Фото из открытых источников.

Возвращение в корабль «Восход-2»

Выход в открытый космос закончился во время пролёта корабля над Якутией. В свободном полёте астронавт Алексей Леонов находился 12 минут и 9 секунд. Возвращение в шлюзовую камеру было осложнено тем, что из-за большой разности давлений снаружи и внутри скафандра требовались большие усилия для сгибания оболочки скафандра, который к тому же несколько раздулся. Только после того, как майор Леонов снизил давление кислорода внутри скафандра с 0,4 до 0,27 атмосфер, он смог войти в шлюзовую камеру, толкнув сначала туда снятую кинокамеру. В 11:48:34 был закрыт люк шлюзовой камеры, и через три минуты начался наддув воздуха. После достижения нормального давления и открытия люка спускаемого аппарата Леонов развернулся в шлюзовой камере головой к люку и, войдя наполовину в спускаемый аппарат, закрепил на кронштейнах кинокамеры: С-97 и ещё одну, С-08, которая была установлена внутри шлюзовой камеры. Затем, развернувшись в шлюзовой камере, вошёл в спускаемый аппарат «ногами вперёд». Вопреки инструкциям, не закрыв люк и не проверив герметичность, Леонов открыл шлем и протёр глаза от заливавшего их пота.

Вскоре после закрытия люка корабля экипаж заметил нарастание давления кислорода в кабине, но не мог понять причину, так как датчик люка показывал его закрытие. Парциальное давление превышало нормальное 160 мм ртутного. Столба, в два раза и более, что создало угрозу взрыва, аналогичную причине гибели Бондаренко и экипажа «Аполлон-1», — малейшая искра в системе электроснабжения могла привести к воспламенению обогащённой кислородом воздушной смеси в кабине. Через 7 часов полёта рост общего давления до 920 мм ртутного столба привёл к срабатыванию аварийного клапана перепуска, возник вибрационный толчок, после чего состав воздушной смеси и давление в кабине стали приходить в норму. Объяснение всему произошедшему было дано позднее.

В фильме: «Время первых», показано, что Алексей Леонов сам устранял неисправность. Видимо какие-то нюансы остаются пока засекреченными.

Шлюзовая камера по команде командира корабля была отстрелена, но её отстрел повлиял на автоматическую стабилизацию полёта. Сразу вышла из строя система ориентации корабля, что привело к большой угловой скорости вращения корабля в двух плоскостях, корабль делал полный оборот в течение 20-22 секунды. Затем угловая скорость стала уменьшаться, и к 15 витку полный оборот происходил за 55 с. По команде с Земли устранить вращение удалось включением ручного управления и последующим выключением его.

Посадка корабля «Восход-2» должна была состояться после 17 витков в автоматическом режиме, но автоматика отказала. Словно какой-то злой умысел или рок, преследовал отважный экипаж, уменьшая шансы на выживание. Экипажу была дана команда сажать корабль вручную на 18-м или 22-м витке. Как рассказывал впоследствии Алексей Архипович Леонов, экипаж сам выбирал район для посадки — в 150 км западнее Соликамска — в тайге, чтобы не было предприятий и линий электропередач. На 18-м витке Павел Иванович Беляев перевёл корабль на ручное управление. Так как кресла космонавтов в кораблях «Восход» были повёрнуты на 90° относительно пульта, ручное управление было невозможно, если космонавты пристёгнуты в кресле «по-посадочному». Поэтому Беляеву пришлось отстегнуться, сориентировать корабль, подготовить включение тормозной двигательной установки - (ТДУ), вернуться в кресло, пристегнуться и включить (ТДУ). На то, чтобы вернуться в кресло и пристегнуться, ушло 22 секунды, что дало перелёт приблизительно на 165 км к северо-востоку. В результате спускаемый аппарат приземлился в нерасчётной точке, примерно в 70 км западнее Соликамска и 180 км к северу от Перми.

А дальше был новый подвиг. Их с трудом нашли в необъятной тайге, при морозе в минус 35 по цельсию. Спасла красная ракета или счастливый случай. Космонавтов уже объявили погибшими, но они выжили. Я горжусь Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым. Их уже нет с нами, но их отвага, как и других родных нам космонавтов, останется с нами на века. Я счастлив, что они живые, страна устала от потерь.

Необходимо вводить в современную школьную программу отдельный курс истории: «История освоения космического пространства Советскими и Российскими астронавтами».

© Александр Елизарэ

Купить роман >>> "РЯДОВОЙ для АФГАНИСТАНА"

Вам может быть интересно:

Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал Елизарэ-Фильм

Делитесь в Соц.Сетях! Комментируйте, буду рад ответить на ваши вопросы.