Впервые о планах создать водную магистраль через земли республики Никарагуа заговорили в XVII веке. Испанский король Карл V поручил разведку местности близ одноимённого озера, но в итоге как мы знаем был построен Панамский канал. Шли годы, появлялись новые проекты строительства канала, возводились многомиллионные города, прокладывались дороги и возделывались земли. И вот в 2014 году началось! К месту «копки десятилетия» подтянулись экскаваторы.
Однако всё оказалось не так просто. Для начала требовалось финансирование, и оно было найдено в лице китайского спонсора – состоятельного бизнесмена по имени Ван Цзинь. Его компания HKND оформила с правительством республики необходимые бумаги, процесс пошёл… недалеко, к великому счастью для местных жителей. Обещали закончить стройку за 5 лет и потратить около 50 миллиардов долларов. Не закончили, и даже толком не начали: спустя год, китаец обеднел на 10 миллиардов (долларов разумеется), и 200 тысяч рабочих мест пропали.
Ходят слухи, что китайцы подумали хорошенько и решили заключить соглашение с владельцами Панамского канала. Вот так и закончилась стройка «Великого трансокеанского канала Никарагуа». Подчеркну, что хоть суммарная длина конкурента и составляет 278 км (против 82 км), сухопутная часть имеет протяжённость всего 45 километров. Остальной путь пролегает через озеро Никарагуа и реку Сан-Хуан. И казалось бы — налицо сплошные плюсы. Привлекаются современные технологии, люди получают работу, а потенциальная проходимость канала — более 5 тысяч судов в год. Пропустят в том числе и мега-сухогрузы, не имеющие возможности протащиться через Панамскую канавку.
Россия тоже могла поучаствовать в финансировании проекта. Ещё в 2013 правительство республики предлагало (на коленях?) принять участие, но ничего не вышло. Это даже странно, ведь от лица РФ направляют помощь бедным странам Африки. Только где голодающие дети, и где инвестиции в прибыльный проект? Сами понимаете, рассказывать не стану. И вот в 2015 году начинают митинговать местные фермеры. Мол, будут разрушены их земельные наделы (скорее, просто личные участки под план попадают).
Экологи тоже не рады. Озеро Никарагуа – крупнейшей резервуар пресной воды Центральной Америки. Потенциальные загрязнения не просто возможны, они 100% будут, и я не про форс-мажорное бедствие. Вымирание биологических видов озера – это и так понятно (плохо, осуждаем). Оно случится в любом случае, если постоянно начнут ходить суда. Уничтожение тысяч гектаров тропического леса тоже не новость (осуждаем, ничего хорошего). Без этого подобная стройка невозможна.
Но почему нельзя помочь местным с миграцией в сторону от водной трассы? Неужели так сложно выделить для них земельные наделы, построить дома и выплатить миллионные компенсации? Почему и здесь всё начинается через одно место? Я думаю, что фермеры были бы только благодарны за возможность убраться подальше и при этом не потерять рабочие места (более того – получить множество новых, пристроить собственных детей). Вероятно, им даже на экологию стало бы плевать, ведь миром правят деньги, много денег! Или это не правда?