Экскурсии в Звёздный городок, туры на Байконур, где можно увидеть пуск ракеты, детские лагеря с лекциями космонавтов — всё это организует компания «Просто космос». Её основатель и гендиректор Алла Разуваева накануне Дня космонавтики рассказала, как работает бизнес по доставке туристов на режимные объекты.
— Перед тем как открыть собственный бизнес в 2015 году, я несколько лет работала директором департамента информационной политики Роскосмоса. За это время познакомилась с руководителями всех предприятий корпорации, изучила их работу изнутри — и поняла, как организовать бизнес на необычном туризме с соблюдением всех необходимых требований.
Сейчас мы работаем по трём направлениям:
- исследовательский туризм на объекты космической инфраструктуры
- образовательные мероприятия и экскурсии для школьников
- маркетинг в космосе для компаний.
Помимо наземного туризма, мы заключили с Роскосмосом соглашение на поиск первых российских космических туристов — и планируем организовать коммерческий полёт на МКС в конце 2023 года. Когда состоится первый туристический полёт Crew Dragon, ещё неизвестно: в ближайшее время полететь на МКС можно только на корабле «Союз». Наш первый кандидат проходит согласование: его проверяют врачи и служба безопасности.
Как Россия планирует развивать космический туризм
Россия намерена предложить конкурентоспособные космические туры в 2023 году, заявил гендиректор Главкосмоса (структура Роскосмоса) Дмитрий Лоскутов. Конкурентными преимуществами, по его словам, будут цена путешествия, надёжность ракеты-носителя «Союз-2» и транспортного корабля «Союз МС», а также испытанная на практике система аварийного спасения экипажа. При этом в 2001–2009 годах ракеты «Союз» уже доставили на МКС 7 туристов.
Первый коммерческий полёт корабля Crew Dragon Илона Маска может состояться в начале 2022 года.
Что вы знаете о космической индустрии?
Познакомиться с космосом на земле
Наибольшую прибыль нам приносят наземные туристические и образовательные программы. Это поездки в Звёздный городок, ЦУП, космодром и спейс кэмпы — международные образовательные лагеря для школьников на 3–5 дней, где читают лекции инженеры, конструкторы, разработчики, психологи Центра подготовки и космонавты. Доход от этой деятельности мы вкладываем в развитие более масштабных проектов, таких как полёты на МКС.
Я изначально понимала, что подобный бизнес — не потоковый. На согласование кандидатур туристов нужен минимум месяц, а иностранцев — 60 дней. Каждый наш клиент планирует тур минимум за 2 месяца: спонтанных решений о поездке не бывает — это сильно влияет на экономику. Кроме того, всегда есть риск, что человек может не пройти согласование службы безопасности — чёткие критерии отбора не знаем даже мы. Обратной связи нет: если допуск не согласован, причин не называют.
Поэтому и публика у нас не совсем обычная — если человек решил поехать на режимный объект, то понимает, что это не отдых на островах. В наших поездках есть правила и ограничения, такие как жёсткое расписание и система пропусков, но и впечатления — особенные. Мы постоянно описываем наш опыт в соцсетях, ведём дневники путешествий, пишем о том, к чему человек может прикоснуться на космодроме, что он ощущает. Всё это помогает привлекать туристов.
На время пандемии часть проектов приостанавливали, но теперь мы снова организуем туры в Звёздный городок. По новым правилам в группе должно быть не больше 8 человек, но можно привозить несколько групп — каждой проводят экскурсии отдельно. Период согласования кандидатур туристов увеличился с 14 дней до месяца. Тем не менее мы планируем водить экскурсии несколько раз в месяц, как и раньш
Самое яркое наземное впечатление, которое мы предлагаем, — поездка на космодром Байконур, где можно увидеть запуск ракеты. В программу входят торжественные проводы экипажа на МКС, общение с космонавтами и совместное фото. Турист видит своими глазами, как космонавты выходят, делают доклад государственной комиссии о готовности к полёту, как едут на легендарных автобусах к ракете.
Пилотируемые запуски с людьми на борту проводят только 2 раза в год. Тур занимает 4 дня. Также есть сокращённая программа, когда человек прилетает накануне запуска ракеты, смотрит и улетает.
Перед туром мы получаем допуски и готовим клиентов к тому, как они будут проводить дни на космодроме. Группы разные: VIP — от 15 до 20 человек, более крупные — до 45. Таких групп может быть 2–3 одновременно — несколько автобусов и минивэнов. Стоимость зависит от количества дней и места проживания: можно выбрать 4-звёздный отель или гостиницу советского типа.
Сейчас космодром для туристов закрыт , мы собираем группу на октябрь.
День, когда всё закончилось хорошо
За всю практику больше всего мне запомнился день 11 октября 2018 года — когда пуск чуть не окончился трагедией. С нами на космодроме Байконур были группы из Австралии, из головного офиса Hewlett Paccard, из государственной авиационной компании Таиланда и ещё несколько представителей крупных международных компаний. Мы наблюдали запуск двух космонавтов — Алексея Овчинина от Роскосмоса и Ника Хейга от NASA.
Через несколько минут после запуска к нам вышел представитель пресс-службы и сказал, что произошла нештатная ситуация. Мы испугались — и только через 30 минут узнали, что на второй секунде сработала система аварийного спасения. Экипаж остался цел и не получил травм.
Авария на Байконуре 11 октября 2018 года
В ходе запуска ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблём «Союз МС-10» произошла авария носителя. После этого корабль перешёл в режим баллистического спуска и успешно приземлился в степи Казахстана. Система аварийного спасения корабля отработала штатно. По информации ТАСС, это первое за предыдущие 35 лет чрезвычайное происшествие при запуске пилотируемого корабля.
Авария не связана с конструктивными особенностями ракеты. Госкомиссия по итогам расследования пришла к выводу, что причина — нарушения при сборке ракеты на Байконуре.
На моей памяти такого больше не случалось и, надеюсь, не повторится. Но это было грандиозно: мы убедились в надёжности аварийной системы. А ещё так получилось, что именно в этот день на пуск прилетел глава NASA Джим Брайденстайн, который после спасения экипажа жал руки всем инженерам и руководителям Роскосмоса. Мы были очень горды за страну.
Космос становится ближе благодаря конкурсу Сбера: делайте космические фотографии с дополненной реальностью и получите шанс выиграть поездку на Байконур!
Развиваться даже во время карантина
В 2020 году, пока ЦУП, Звёздный городок и космодром для нас были закрыты, мы начали возить туристов на Алтай, чтобы полюбоваться ландшафтами, похожими на марсианские, и в Мурманск — на северное сияние. Под конец года мы «реабилитировались», и выручка осталась примерно на уровне 2019-го. В 2018 году было 32 млн рублей.
В основном этот рост — результат грамотного маркетинга и упаковки нашего продукта: сейчас им занимается пиар-агентство на аутсорсе. Чтобы о нас узнавали, даём комментарии СМИ, активны в соцсетях, участвуем в бизнес-мероприятиях. Всегда подчёркиваем, что аккредитованы Роскосмосом, — это внушает клиентам доверие.
Поймать тренд на TravelTech: как агрегатор авторских туров вырос в 2,5 раза за прошлый год
Ещё одно направление — b2b, маркетинг для брендов. Мы разрабатываем и согласовываем креатив рекламных кампаний брендов с Роскосмосом, принимая во внимание международные соглашения и правила. Таким образом компании могут строить маркетинговые коммуникации, используя космическую тематику.
Кроме того, логотип «Просто космос» — торговая марка: под ней есть продукты, которые продаются за роялти, — это тоже перспективное направление монетизации. Для расчётов с компаниями и частными клиентами мы используем расчётный счёт в СберБизнесе.
Открыть счёт с пакетом услуг от 0 ₽ в месяц