В бывшем рабочем поселке-районном центре, где я родился и вырос, при СССР было меньше чем 10000 человек населения, но при этом было два завода по ремонту сельхозтехники, птицефабрика, молочный завод, хлебозавод и разные предприятия: торговые и автобазы, мастерские, лесхоз и еще много всего. Сейчас из более-менее крупных предприятий, кроме железной дороги, только супермаркеты.
Остальной бизнес просто микроскопический из статуса самозанятых. Это кафе-рестораны, бытовые услуги, и для частного сектора, которого в поселке абсолютное большинство- сезонный бизнес по обеспечению дровами и углем.
Нет, например, ни одной строительной организации, и стройку ведут частные бригады или если объект крупнее, чем частный дом, то строит организация из другого города. Никакого производства сейчас в поселке нет. Но сохранилась железнодорожная станция и вместо одной школы при СССР стало три.
Как ни странно, но поселок с момента развала Советского Союза увеличился как территориально, так и по населению. Оказывается, сюда переехали жители из развалившихся колхозов и совхозов района.
Поселок существует за счет бюджета
При СССР поселок был центром агропромышленного комплекса. Через него в колхозы везли удобрения, технику, горюче-смазочные материалы и все, что нужно ля населения. Также в поселке ремонтировали колхозную технику. А из колхозов в поселок шло зерно, молоко, овощи. Часть перерабатывали, в основном продукты увозили за пределы района.
В 1990 годы вся эта система была сломана. Были попытки удержать на плаву поселковые предприятия, но все они закончились ничем. Даже при поддержке районных и областных властей построили промзону. Долго про нее писали и рекламировали во всех СМИ региона. Вот-вот должны были там китайцы начать собирать телевизоры, производить стройматериалы, но все закончилось заброшенными зданиями в голой степи и банкротством.
СССР при всех его недостатках смог построить, снабдить сырьем, загрузить работой десятки поселковых предприятий. Сейчас поселок существует за счет бюджетных организаций-образование, здравоохранение, полиция, и железная дорога, с которой повезло. И пока перспектив слезть с этой бюджетной иглы не видно.