В театре Школа современной пьесы премьера спектакля «Авиатор» по роману писателя Евгения Водолазкина. Режиссёр Алина Кушим. Роман написан в 2016 году, и еще до выхода он был назван самой ожидаемой книгой года.
Главный герой Иннокентий Платонов (играет Алексей Глиницкий) приходит в себя на больничной койке в 1999 году. Выясняется, что в ‘30-е годы его в качестве научного эксперимента заморозили коммунисты в Соловецком лагере. Он мало что о себе помнит и не представляет, что происходит вокруг, но видит себя лётчиком.
По предложению лечащего врача Гейгера Платонов начинает ежедневно записывать воспоминания-видения, чтобы восстановить свою историю. Разговоры с врачом и медсестрой перемежаются с оживающими воспоминаниями Иннокентия. В зависимости от года, о котором идет речь, меняется язык и стиль рассказа. Разрозненные истории собираются в одно целое, в саму жизнь и историю России XX века. О советском времени говорят с иронией, но без ностальгии и цинизма. Несколько колкостей достается событиям нашего времени.
Интересно придуманы декорации - в начале на сцене белая палата, теснота которой физически ощущается в зале. В конце первого действия со всех стен эффектно спадают черные занавесы, открывая зал, покрытый не то бинтами, не то смерительными рубашками. На стенах идут видеопроекции и цитаты из романа.
Мне понравилось, как передана на сцене атмосфера романа - ощущение чего-то живого, трепетного, зыбкого как линия горизонта в морозный день. В спектакле интересно следить, как образы оживают на сцене, как Иннокентий борется за воспоминания, а потом борется с ними. Как вместе с памятью приходит неизбежное чувство вины (имя Иннокентий не случайно и значит невинный) и понимание относительности времени.
Сюжет «Авитатора» увлекателен и как будто реален при всей своей выдумке, выходит далеко за пределы истории о потери памяти и полон загадок.
Читали прозу Водолазкина?
Ставьте лайк и спасибо, что читаете нас!
Читайте также:
«Месяц в деревне» на сцене МХТ Чехова это горы настоящего сена и дождь на сцене
Премьера нового «Короля Лира» на сцене Вахтангова. Такого Шекспира еще не было