Иногда бывает забавно почитать выкладки Левада центра ( признанного иностранным агентом) и комментарии к ним. Вот и сегодня я прочитал статью о том как Левада центр провёл опрос о том, считают ли жители РФии себя европейцами. И получилось, что более 60 процентов опрошенных отказываются принимать свою европейскую принадлежность.
Интересно, что в границах европейской части проживает более 68 процентов имеющегося у нас населения.
То есть все они отрицают географические показатели и являются... а, собственно, кем они являются?
Раньше, при большевиках было проще: Мы - советский народ интернационалист! И всё, пошли все вон!
Понятно, что начиная с века XVII, когда всё в общем-то и стало происходить в структуре России, таким вопросом не задавались, время Тартарии прошло, пришло осознание себя в качестве Третьего Рима. Страну населяли русские и инородцы, ну так по крайней мере считали официально. Стоит почитать полный перечень титулов российских государей и сразу становится как-то самоуважительно. И, спрашивается, какая-такая Европа, Вы о чём?
Но с конца XVIII века в эпоху так называемого Просвещения, кому-то понадобилось выделить российскую идентичность и задасться этим вопросом. Причём в основном в отрицательной коннотации. Тут такой интересный фактик рисуется: даже изучение французского языка дворянами приписывают зловредному влиянию Европы. А что тогда сказать про латынь и древнегреческий?
Ребята, АУ! У Вас когда национальная литература на русском появилась?
Однако историю всеми этими скороспелыми идеологемами не уничтожить. Военные походы, договоры и Союзы с европейскими странами заключались, войны велись на европейской территории и за неё. Никакому Наполеону и в страшном сне не виделось завоевание Сибири, впрочем и Гитлеру - тоже.
Ни Карамзин, ни Соловьёв, ни Ключевский никогда не относили русскую идентичность к приобретённым за Уралам территориям в качестве вопроса. Одно слово - империя!
Разве Английская корона когда-нибудь считала свои завоевания чем-то иным, чем просто Великобританией?
Но кому-то очень хотелось представлять Россию как какую-то странную территорию, не страну, а именно "территорию", где нет единого закона и чёрт, что творится.
Такой посыл всегда хорошо использовать в политических целях, имея в виду унижение народов, Россию населявших. Мол, знаем мы этих русских: у них медведи, когда водки напьются, на балалайках играют.
В научный же обиход такое презрительное отношение к гиганту ввели со скорой руки пропагандисты Маркс и Энгельс. Вот уж кто ненавидел Россию! С ними сравниться может только Ульянов-Ленин, но он то ненавидел вообще всё живое.
Не углубляясь в известные события последнего столетия, надо сказать, что ещё до революции начались особые переживания на предмет некой русскости отличной от европейности. Возник комплекс выдуманной вины, все стали оправдываться, мол " да - скифы мы, да - азиаты, с раскосыми и жадными глазами".
Евразийцы, оформившиеся в иммиграции, в качестве некоего историко-филологического тамбура для обособления от исторического процесса, представлены в иммиграции Н. Трубецким, П. Савицким и др., впоследствии стали ориентиром теории этногенеза Л. Гумилёва, ну а если брать время настоящее, то А. Дугиным.
Если коротко, то евразийцы представляют Россию как конгломерат наций, вышедших из Монгольской Руси со всеми дальнейшими последствиями. Катаклизмы революционных лет и последующий большевистский опыт расценивается в последнее время положительно с позиций национал-большевизма. Особое место занимает "самость" нового этноса и его будущее превращение в лидера мировой политики и экономики.
Несмотря на всю огульность и псевдонаучность такого подхода, рассчитанного на повышенную эмоциональность адептов евразийской теории, она продолжает время от времени о себе заявлять разными путями.
Сегодня, в эпоху торжества реакции, обособленность российского государства от мировых процессов интеграции, стала отчётливо видна. Государственная пропаганда активно использует любые инструменты, которые могли бы оправдать ошибки управления и неудачи в остальных сферах.
Появляются кликушеские " манифесты" о гибельном влиянии западных ценностей и особом пути, ставятся всевозможные препоны перед просветительскими институтами.
Политика изоляционизма напоминает времена "холодной войны" и требует привлечения любых теорий, которые укладываются в эту схему.
Но вернёмся к началу разговора. У меня спрашивают: Ты - европеец?
Любой человек, немного подумав скажет: Ну какой же я европеец? Где мои права? Где свобода личности? Где равенство в суде?
Я на всякий случай жену спросил об этом. Так и она: Мы же на европейской части страны живём!
Вот и получается как в том анекдоте про болото из фекалий: Оставьте меня в покое, живу я здесь!
Это география, девочки!
#политика #социалогия #евразийцы