Много кто пишет на Дзене о путешествиях по России и по всему миру, но мало кто может рассказать, каково путешествовать человеку с ограниченными возможностями. На таких как я, как правило, либо обращают внимание, стыдливо отводя сразу глаза, либо начиная глазеть и недоумевать, что я делаю, среди "нормального" общества, еще и одна в междугороднем транспорте, либо вообще не замечают - а все дело в том, что я являюсь инвалидом-колясочником и сегодня я хочу рассказать о своем опыте путешествий по нашей стране с помощью услуг РЖД.
Свою практику путешествий в междугородних поездах я открыла еще в 2017ом году, когда впервые в жизни поехала на юг со своей подругой и 2 близкими родственниками. Наш поезд Адлер-Нижний Новгород, взял нас на борт поздно вечером во Владимире, на нем мы должны были проследовать до станции Горячий Ключ под Геленджиком. Время путешествия заняло чуть более суток и проводники с самого начала были слегка удивлены тем, что мы не взяли спецкупе для инвалидов и ехали обычным плацкартом, забронировав, правда, полное купе. А все очень прозаично, дело в том, что на тот момент я вообще не знала ничего о специализированных купе и подъемниках в вагонах, поскольку никогда не сталкивалась с необходимостью путешествовать поездом.
Поскольку сама я - девушка небольшого телосложения, передвигаюсь на инвалидной коляске типа джуниор, трем моим здоровым сопровождающим, было не очень сложно поднять меня на руках в вагон, и при необходимости во время путешествия помочь мне добраться до сан.комнаты. Путешествие прошло в целом гладко, если не считать тот факт, что в принципе, я совсем не могла передвигаться самостоятельно в течении суток по пространству поезда из-за узких коридоров, а само мое средство передвижения, пришлось оставить в тамбуре, дабы не стеснять остальных пассажиров поезда. Уже тогда я прониклась интересом к этим пресловутым спецкупе, о которых мне поведали сотрудники РЖД.
Что же это такое, я узнала только в 2019ом году, когда после поступления в Московский университет стала ездить на каникулы домой, в Муром. Мало кто знает, но все же в последнее время доступная среда в России стала понемногу развиваться и добралась даже до Российских Железных Дорог. Конечно, нам все еще далеко до европейской доступности (о которой я тоже когда-нибудь расскажу), но все таки за последние несколько лет, дело сдвинулось с мертвой точки. Кто путешествовал на поездах, наверное знают, что в большинстве своем все станции нашей необъятной родины, имеют очень низкие перроны и чтобы выйти из вагона на такой станции, нужно спуститься по весьма крутой лесенке вниз. Так вот эту проблему РЖД частично решило, оборудовав междугородние поезда специальными подъемниками на запасных выходах в специализированных вагонах. По своей сути, это примитивнейший лифт: площадка, на которой фиксируется коляска на ручном тормозе, выдвигается над ступеньками и опускается вниз на перрон, а специальная служба помощи маломобильным, страхует ее внизу и сверху, все это весьма шатко и пугающе по началу, но когда поездишь побольше, начинаешь привыкать и даже ценить некоторую романтику от общественного внимания вокруг тебя.
Судя по моим личным наблюдениям, такие вагоны обычно присутствуют фактически во всех поездах дальнего следования, а в кануны праздников и каникул их даже цепляют в состав по несколько штук. Как правило это типовой плацкартный вагон, однако крайнее к запасному выходу купе, в нем переоборудовано для удобства передвижения людей на коляске.
Эти вагоны отличаются не только наличием подъемника, но и другими удобствами для инвалидов.
Во-первых, это широкий вход и отсутствие ступенек из тамбура. Само купе 2-х местное и рассчитано на путешествие 1 инвалида и его сопровождающего, то есть верхняя койка мне конечно не доступна, но в принципе и не особо нужна естественно. Забавно, что покупая место в такое купе (по цене оно стоит чуточку больше плацкарта, но дешевле купе), мне как правило давали второй билет "для сопровождающего" бесплатно, чтобы ко мне никто не успел подселиться в пути, однако, когда я ездила с реальным сопровождающим, ему приходилось платить за свое место полную стоимость, очень странная конечно политика... Я путешествовала и в современных вагонах и в вагонах времен Советского Союза, но в целом набор удобств в них примерно одинаковый. Иногда бывают розетки для зарядки (220 вольт), иногда экран который оповещает о станциях и свободности туалета, а также о времени и температуре за бортом. Реже были кондиционеры, дополнительные вешалки, зеркала и какие-то еще обычные, человеческие удобства, кстати, в стоимость билета в данном купе, обязательно входит одеяло и комплект постельного белья, которое всегда любезно стелет проводник.
Ну а во-вторых, неизменно во всех подобных купе есть сидячее место для медработника и откидной столик у спальных мест.
Главной же и пожалуй самой важной отличительной чертой специализированных вагонов, это наличие специальных, отдельных туалетов, в которые легко проходит коляска, и где присутствуют поручни и опоры для удобства использования санитарных комнат в пути.
Некоторые вагоны на рейсе 047Г (которым я чаще всего пользуюсь), были не настолько красивы и современны, как на этих фото, но несомненный плюс всех спец.вагонов, это просторные купе. Например в вагоне, фото которого приведено мной ниже, было очень шумно и тряско. По моей скромной оценке, это был явно вагон из эпохи 90х, а то и более ранняя версия, розетка в нем не работала, хотя начальник поезда и пытался исправить ситуацию после моей заявки (во всех спец.купе, есть кнопка вызова проводницы, но чаще всего, когда я путешествую одна, ко мне отдельно обращается сам начальник поезда и курирует мое передвижение от и до) и несколько раз вызывал электрика ее посмотреть.
Но несмотря на мелкие недочеты в последние 2 года, я все равно отдаю предпочтение поездкам на поезде, вот несколько моих личных причин для этого:
- Это быстрее и удобнее чем на автомобиле или автобусе. Поезд идет фиксировано 5-5,5 часов, поездка же на машине может занять полдня, из-за непредсказуемости пробок и ремонтов на объездных автотрассах.
- Это менее тревожно для меня, поскольку я не люблю излишние внимание к себе и в поезде могу закрыться в своем личном купе и не контактировать с окружающими хоть всю дорогу.
- Это безопаснее и не только с точки зрения статистики: где поезда намного реже сходят с рельс, чем автобусы попадают в аварии. Но и потому что, существует Сервис помощи маломобильным пассажирам, которые по моей личной заявке проводят меня до купе и снимут с поезда на месте прибытия, проводив до такси, или не сделают этого если я путешествую без вещей и см. п.2
- Это дешевле автомобиля. Ну здесь подразумевается, стоимость билета и бензина, а также времязатраты водителя, потому что сама я не вожу и мне приходится просить отвезти меня родственников.
- Это эстетически приятнее. Я чувствую себя книжным романтиком: слушая перестук колес, позвякивание ложечки в чае с железным подстаканником. А еще в поезде как правило плохо ловит сеть, поэтому для меня это еще и возможность отключиться от соцсетей и переизбытка электронной информации, и окунуться с головой в интересную книгу.
Вот таков мой личный опыт путешествия на междугородних поездах в инвалидном кресле. В планах написать отдельные посты также и о доступности московского метрополитена и МЦК, а также о Сапсанах, самолетах, автобусах и трамваях.
Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, будет еще интереснее))) Также, если вы являетесь маломобильным, расскажите о своем опыте путешествий в комментариях, а если не являетесь, расскажите, приходилось ли вам видеть "необычных людей" в общественном транспорте, как вы на них реагируете, не мешают ли они вам?