Во время Первой мировой войны противостояние с Турцией было для Великобритании чуть ли не важнее боевых действий в Европе. Отстоять свои колонии и подмандатные территории, а то и поживиться за счет распадающейся империи было для англичан делом чести. А честь хороша если она хорошо вооружена. Там где нет регулярного противника огромные бронированные транспортеры вдвойне хороши. А "Мать каирского флота" или просто "Террор", броневик на шасси Коммер, был и велик и отлично вооружен.
Terror/Террор
Страна: Египет/Великобритания
Год выпуска: 1915
Кол-во выпущенных: 1
Шасси: Commer typ YC?
Двигатель: 20 л.с.
Боевая масса: 8000 кг?
Экипаж: 6 чел +14 десант
Бронирование: 4,5-5,6 мм
Вооружение: 2х.303 Maxim Gun
Эта статья продолжает цикл о боевых колесных машинах Британской короны, предыдущую статью цикла можно почитать здесь: На службе короне... Часть 19. Wolseley CP type armored car. 1915. В штате Лондонской конной бригады.
Январь 1915-го года стал английской администрации в Египте очень нервным. Турецкая армия, захватив в январе Синайский полуостров, начала 28 января 1915 года операцию по захвату Суэцкого канала, целью которой был выход в Африку и дестабилизация и так не спокойных мусульманских районов, находящихся под контролем Англии. 20-ти тысячный турецкий корпус предпринял попытку переправы через канал, но был остановлен британским флотом, египетскими войсками и песчаной бурей. Британское руководство после этой операции стало предпринимать меры для усиления своего присутствия в регионе, перебросив в него части сателлитов и бронированную технику.
Но сил как всегда не хватало и было решено привлечь местных умельцев. В железнодорожных мастерских Каира из котельного железа на старом шасси грузовика Коммер, который уже в 1916-м году был "древним". Шасси Коммер не было популярным для его бронирования и использования в качестве спецмашин, кроме войск в Египте только в Индии был построен бронеавтомобиль на схожем шасси, о чём можно почитать здесь: На службе короне ...в Индии. Часть 29. Commer armored car Indian Pattern. 1916. Тяни-толкай на колесах и с башнями. Броневик получился огромным и неповоротливым, возможно самым большим среди всех колесных броневых транспортеров Первой мировой войны. Моторный отсек и отделение управления были забронированы полностью, лобовая броня была наклонной с поднимающимся щитком защиты водительского окна. Боевой отделение было шире кабины и было бронировано вертикальной броней. Полом боевого отделения служил пол кузова грузовика и если военнослужащий стоял, то броня прикрывала его до груди.
С каждой стороны было оборудовано по семь бойниц для личного оружия десанта. В передней и задней частях боевого отделения по "русской схеме" - диагонально были расположены две круглые пулеметные башни, открытые сверху. Бронированной крыши между башнями так же не было. Кормовая броня была наклонной и в ней были расположены распашные двери для экипажа и десанта. На одной из поздних фотографий над башнями смонтированы с зазором от верха крыши. Подобная компоновка обеспечивала достаточно неплохую вентиляцию боевого отделения и башен. У британцев получился полноценный бронетранспортер который мог перемещать два отделения солдат, обеспечивал их защиты, применение оружия с борта машины и поддержку боевых действий огнём двух пулеметов.
Дела на Синайском фронте у Англичан пошли получше и боевой работой "Террор", получивший ник-нэйм "Мать Флота Каира" - “Mother of Cairo Fleet”, не занимался. До конца войны машина базировалась в Гелиополисе и изредка выезжала на улицы Каира для наведения ужаса на местных жителей. Когда задача отпала машину скорее всего разбронировали.
Эта статья продолжает цикл о боевых колесных машинах Британской короны, следующую статью цикла можно будет прочитать здесь: На службе короны... Часть 21. Ismay Iwerne Minster AC. 1916. Какая связь между броневиком и Титаником?
Источник:
WAR CARS. British Armoured Cars in the First World War, David Fletcher, ONDON HER MAJESTY'S STATIONERY OFFICE, 1987