Найти тему

Уметь управлять чувствами, собственный опыт

Повсеместно принято выделять пять органов чувств, а именно зрение, слух, обоняние, вкус, осязание – все они имеются у человека врожденно. С помощью данных чувств мы получаем информацию необходимую для жизни. В течение всей жизни у человека данные пять чувств могут, как развиваться, так и регрессировать. Развитию органов чувств, способствуют факторы: генетическая предрасположенность, обучение, повторение и др. В свою очередь регрессу, либо затуханию чувств, способствуют: болезнь, отказ и др. Вышеперечисленные органы чувств являются жизненно необходимыми. Предположим, имея вкусовые качества с течением времени у человека обнаружили аллергию на сладкие продукты. Путем длительного отвыкания, человек перестает употреблять сладкие блюда, через несколько лет дав человеку сладкое он не чувствует его вкус. Так происходит частичная потеря чувства вкуса.

Врожденные чувства,имеют огромную роль для жизни человека, но можем ли мы говорить о формируемых чувствах. Если предположить создание и формирование и развитие пяти имеющихся чувств, имеет ли смысл говорить об иных чувствах? Так говорят часто о шестом чувстве – любви, возможно процесс повсеместного его формирования еще не завершился и оно выступает пока еще сильным, но в свою очередь приходящим и уходящим чувством. Данные размышления требуют многих исследований. Мы можем лишь уповать на наблюдения.

Мама, родившая ребенка, испытывает к нему любовь, при этом возникает материнский инстинкт способный оберегать ее ребенка. Испытывая чувство голода, мы садимся ужинать и так далее. Проявления чувств неслучайны, они всегда вызваны неким рефлексом. Итак, определимся, когда мы говорим о пяти имеющихся чувствах у человека, то они исходят от наших потребностей и полностью зависят от нас, то есть их проявление связано с самим человеком. Когда речь идет о некотором ином чувстве, будь то чувство любви или вины, страха, то проявление данных чувств, всегда обусловлены внешним фактором, то есть каким-либо внешним раздражителем, например злая собака- испуг и так далее.

К чему же может привести сдерживание чувств человека, например, возникает чувство голода, не принимая еду, долгое время человек не сможет жить, а вот испытывая чувство любви к тому или иному человеку и при этом ввиду неких обстоятельств не имея возможности быть рядом с этим человеком, мы можем справиться с этим чувством? В данном случае человек умирает как личность. Возникновение психических расстройств, депрессии, отстранение от общества лишь малая часть происходящих изменений человека. Данную картину можно представит в виде айсберга, где его вершина психический расстройства.

Рассмотрим на обычном и довольно часто встречающимся примере. Перед предстоящим публичным выступлением, либо экзаменом все мы испытываем некое чувство страха, у кого-то оно выражено сильно, а у кого-то совсем незаметно, но, тем не менее, оно есть. Сдержанность чувств - всегда требует выхода - в каком-то случае это приводит к бессонным ночам, у кого-то это тревожность и страх, испытываемые в любой ситуации, а у кого-то это нервные срывы. Все будет, зависит от нашего темперамента и характера.

Итак, подавление чувств, приводит к их частичному угасанию. Некоторые чувства, а именно пять основных потерять полностью не возможно, так как они могут привести к смерти человека. А вот чувства вины или страха, то есть те чувства, которые приобретаются у человека в течение жизни – теряются, изменяются и формируются. Причины потери чувств различны, например мы же не можем испытывать постоянно чувство страха публики, а испытываем его лишь в тот момент когда предстоит выступление. Как нами уже было отмечено выше приобретаемые чувства в течение жизни требуют возникновения некого условия, рефлекса. При этом мы можем предположить, что именно устранение причины, условия или рефлекса вызываемого чувства, заглушает чувство и тем самым подавляет, устраняет его. Но встречаются достаточно сильные по своей природе чувства, например мать, потерявшая ребенка, не может смириться с чувством утраты всю свою жизнь. Таким образом, все приобретенные в процессе жизни чувства, вызываются некими условностями, причем степень их выраженности и длительности будет зависеть от психических свойств самого человека. Так некоторые люди используют метод замещения, в народе мы часто слышим «клин клином вышибает». Данное высказывание говорит о переключении, как о возврате к аналогичному чувству. Отметим, что данный метод подходит не каждому человеку иногда данные метод может усугубить проблему. Например, человек боится выступать на сцене, при этом заставляя его это делать регулярно с целью привыкания и избавления от чувства страха, мы добиваемся еще большей тревожности испытуемого. О чем это может говорить? В данном случае мы склоняемся к мысли, что это связано именно с самым первым чувством испытываемым человеком, та есть, испытав однократно чувство страха, которое обычно вызывается тем, что не можешь контролировать происходящее у человека откладывается в памяти данное переживание и когда мы создаём аналогичную ситуацию волей и не волей (то есть мы не можем контролировать свою память) у нас срабатывает чувство страха. Отметим, что иногда данные процесс не осознается человеком, он не может понять, почему у него трясутся руки или заплетается речь. Вот почему важны именно первичные чувства.

В настоящее время предпринимается огромное количество методик по борьбе с теми или иными возникшими чувствами у человека. Достаточно распространен психоанализ. Но очень важно не допустить проблему изначально, нежели с ней бороться. Возникновение чувств имеет предпосылки, мы не будем смеяться, если нам не смешно и не будем бояться, не оказавшись перед публикой. Заметим, что не каждый человек боится публики, и не каждый смеётся над одним и тем же анекдотом. Это говорит о том, что у каждого человека есть скрытая память, приобретенная со временем, либо генетически передаваемая, которую объяснить очень сложно. Поэтому сам человек не может объяснить все свои сделанные поступки. Это очень хорошо видно у ребенка, который сделав что-то не осознает, почему он это сделал. Способности и склонности мы также можем наблюдать, уповая на скрытую память, например, обучаясь на каком либо инструменте, один ребенок «схватывает на лету», а другой с помощью многократных повторений с трудом запоминает строчку нот. В данном примере мы находим проявления скрытой памяти переданной ребенку генетически.

Рассмотрев сущность чувств, нами были выделены врожденные и приобретенные чувства, проявление которых связано со скрытой памятью человека сформированной как в течение жизни, так и приобретённой генетически.

Список литературы

1. Психогенетика / И.В. Равич – Щербо [и др.]. - М.; Аспект Пресс, 2000,- 447с.

2. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реана. - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. –12с.

3. Смирнов С.А. Педагогика / С.А. Смирнов. - Москва: «Просвещение» 1999. - 509с.