Найти тему
Репетитор Логопед

СПОСОБЫ ВЫЗЫВАНИЯ ЗВУКА [Р]

1) Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу, выполняя упражнение «Грибок». В это время логопед большим и указательным пальцами прижимает боковые края языка к нёбу (но не кончик), ребенок с силой дует на язык и сразу же появляется вибрация!

2) Ребенок должен присосать язык к твердому небу, выполняя упражнение «Грибок». Далее сделать глубокий вдох через нос, оставляя язык в том же положении. Затем сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Эффект достигается на контрасте напряжения языка при присасывании и расслабления при резком выдохе. Это способствует вызыванию вибрации кончика.

3) Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание [Т] в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.
Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или зубную щетку, которые будут выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

Возможные трудности

1) Затруднения в слитном произнесении слогов тра-, дра-.

В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжав кулачки, поставить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-р-а» резко опустить руки вниз. Можно сочетать произнесение «тра, дра» с прыжками вверх на обеих ногах, хлопками в ладоши. Выполнение резких и сильных движений в сочетании с произнесением слогов и коротких слов переключает ребенка с излишней сосредоточенности на артикуляторных движениях и облегчает переход от изолированного воспроизведения звукосочетаний «тр, др» к введению звука в слоги и слова. Этот же прием можно использовать и в случае затруднения произнесения звука [Р] при стечении с другими согласными («бр-р, вр-р»): сильно сжать кулачки и, резко опустив их вниз, сказать: брат, браво.

2) Шепотный глухой длительный звук [Р] со сжатыми зубами.

В этом случае ребенку можно предложить произносить звуки «трр», прикусив деревянный шпатель. Постепенно увеличивая расстояние между зубами (для чего следует прикусывать сложенный вдвое-втрое шпатель), удается получить длительное произнесение сочетания «тр-рр» с разомкнутыми зубами.
После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно в более быстром темпе, необходимо добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения звука [Р].