В условиях современного мира человек попадает в стрессовые ситуации практически каждый день, в магазине, в транспорте,в семье или на учёбе. На стрессовые ситуации и изменения люди реагируют по-разному, для кого-то негативная обстановка не вызывает затруднений, однако для другого человека ситуация может стать травмирующей. Для сохранения баланса личности были выработаны защитные механизмы, помогающие преодолеть стрессовую ситуацию с минимальным ущербом для психики.
Знаете ли вы какие защитные механизмы характерны для вас?
Вытеснение– выборочное удаление из сознания болезненных переживаний из прошлого. Негативные воспоминания стираются из памяти, но остаются с нами в бессознательной сфере.
Отрицание – попытка не принимать в качестве реальности события, которое беспокоит «Я». Человек убегает в мир своих фантазий. Часто характерны фразы «этого не может быть», «это всё не со мной».
Рационализация – построение логически неверного вывода с целью самооправдания. Например, зачастую люди оправдывают своё нежелание учиться тем,что знания, которые они получают им не пригодятся в жизни.
Проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств. Человек приписывает свои качества другим и ожидает от них соответствующего поведения.
Регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования. В случае травмирующей ситуации человек не предпринимает никаких действий по разрешению ситуации при этом сопровождает это детскими формами реагирования (плач, уход в себя, заедание сладким).
Компенсация - механизм в рамках которого человек пытается найти замену реального или воображаемого недостатка, чаще всего с помощью фантазирования. Физически слабый человек будет компенсировать свой недостаток за счёт ума.
Сублимация – процесс трансформации негативных переживаний в социально приемлемые формы. Человек направляет свою негативную энергию в погружение какого-либо дела (спорт, творчество, пение).
Осознавая свои защитные механизмы, мы можем стабилизировать свои эмоции, повышая устойчивость к стрессу, повышая эффективность своего взаимодействия с окружающими и с самим собой.