В фильме польского режиссёра Яна Комаса «Зал самоубийц. Хейтер» (2020) талантливо обрисован образ молодого студента, которого выгоняют из университета за плагиат. Под прикрытием своей миловидности и непорочности он запускает не знающий пределов процесс мести. Будучи разрушен изнутри нежеланием признать свою неправоту, он изничтожает всё, к чему прикасается. При этом его «кроткая миловидность» никуда не исчезает. И с каждым днём он погружается, словно в едкую щёлочь, в атмосферу, которую сам же и создал.
Имя этой атмосферы – презрение. Жалостливое презрение. Почему именно презрение – а не ненависть? Потому что «мёртвую собаку не бьют». Её обходят стороной, зажав нос. Потому что в нём, кроме чёрной дыры мстительной агрессии, всасывающей всё и вся, уже ничего не осталось. Потому что в нём даже ненавидеть уже нечего – он словно пустая хитиновая оболочка высосанного кузнечика – только вид имеет, а внутри – ничего уже не осталось.
Сергей Фудель говорил, что в Церкви есть аспект славный – и аспект трагический. Славный – это Христос. Убогий – каждый из нас. Мы и в Церкви, и на пути к ней.
Но нередко своей «подвоцерковлённостью» мы можем прикрывать нутро, ничего общего со Христом не имеющее. Также, как хейтер своей миловидностью и чистыми глазами пробивал любую броню недоверия и благоразумной предосторожности. Это – то самое «Иудино окаянство», окаянство «раба и льстеца», о котором скоро мы услышим в церковных гимнах на Страстной. Услышим для того, чтобы ещё раз напомнить: никто из нас от этого не застрахован…
Среди верующих нередко можно встретить свою, народную, историософию. И она убеждённо говорит, что после периода «духовной оттепели» обязательно наступит новый этап гонений на христиан.
Памятуя об этом, тщательно выискиваются признаки приближающейся агрессии безбожных, чтобы вовремя дать им достойный отпор и не позволить подняться второй волне гонений. И вот тут задаёшься вопросом: а не движемся ли мы тем же путём, что и хейтер?
Задумывались ли вы, что есть нечто, ещё более страшное для Церкви, чем гонения? Не презрение ли?…