Не так давно в регионе, казалось, процветала демократия. Но в Таиланде, Малайзии, на Филиппинах и в других местах с этим проблемы.
В конце прошлого месяца иностранные официальные лица в армейских регалиях произнесли тосты за хозяев в Нейпьидо, столице с бункерами, построенной военными Мьянмы. В стаканах звенел лед. В честь Дня вооруженных сил Мьянмы для иностранных высокопоставленных лиц было приготовлено щедрое угощение.
В тот же день военные, захватившие власть 1 февраля, застрелили более 100 собственных граждан. Военные представители соседних стран, в том числе Индии, Китая, Таиланда и Вьетнама, не только не осуждали зверства публично, но и улыбались генералам, узаконивая свой путь.
Переворот в Мьянме кажется пережитком прошлого Юго-Восточной Азии, когда люди в военной форме бродили по улицам. Но это также показывает, как регион, когда-то прославившийся своими революциями «власть народа» - против Сухарто из Индонезии и Фердинанда Маркоса из Филиппин, - снова скатывается к диктатуре.
От Камбоджи и Филиппин до Малайзии и Таиланда демократия ущемляется. Избирательная политика и гражданские свободы подорваны. Послушная судебная система мешает оппозиционным силам. Целые политические классы находятся в ссылке или в тюрьме. Независимые СМИ заставляют замолчать лидеры, которые хотят, чтобы был услышан только один голос - их собственный.
В то же время исчезли внешние опоры против диктатуры. Американцы - непоследовательные борцы за права человека, которые поддерживали диктаторов Юго-Восточной Азии во время холодной войны - в последние годы исчезли, хотя президент Байден недавно призвал к «альянсу демократий». С участием Китая и России, Совет Безопасности ООН ничего не сделал для наказания генералов Мьянмы.
«Это идеальный шторм против свободы и плюрализма, охвативший всю Азию», - сказал Ричард Джавад Гейдариан, региональный политолог из Филиппин. «Результатом является усталость от демократии и авторитарная ностальгия по всей Индонезии и на Филиппинах, в то время как авторитарная консолидация произошла в других местах, наиболее драматично в Камбодже и Таиланде, а теперь еще более жестоко в Мьянме».
Эпоха региональных силачей - вернулась. И новая конфигурация может облегчить Китаю проявление своего влияния, хотя многие считают этот регион более примечательным своим впечатляющим экономическим ростом, чем прокси-полем битвы сверхдержав.
Вероятность возобновления оттока беженцев из Мьянмы, расположенной в самом сердце Азии, может дестабилизировать Юго-Восточную Азию. Уже сейчас тысячи людей толпятся на границе с Таиландом, вызывая опасения, что они привезут с собой Covid-19.
Запланированное специальное совещание по Мьянме Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии не дает надежды на дальнейшие действия. Эта группа, движимая консенсусом, избегает вникания во внутренние дела своих членов. Предыдущие переговоры между региональными министрами иностранных дел не привели к выработке единой политики, которая могла бы сдержать организаторов переворота в Мьянме.
Кроме того, многие лидеры региона не желают отстаивать демократические идеалы. Они использовали суды, чтобы заставить замолчать своих критиков, и встретили протестные движения силой.
Но если авторитарные режимы заботятся друг о друге, то и протестующие тоже. В Таиланде студенты выступили против правительства, рожденного в результате переворота, используя трехпалый салют из фильмов «Голодные игры», чтобы выразить свое неповиновение. Такой же жест был принят после протеста в Мьянме, лейтмотивом многомиллионного протестного движения.
«Демократизация набирает обороты во всем мире, - сказал Титинан Понгсудхирак, директор Института безопасности и международных исследований Университета Чулалонгкорн в Бангкоке. «Возрождение авторитаризма в Юго-Восточной Азии является частью этого общего отступления и отката».
Десять лет назад регион, казалось, шел по другой траектории. Индонезия скоро выберет своего первого президента из числа простых людей, а Малайзия оттеснит правящую партию, раздутая десятилетиями взяток и покровительств. Генералам Таиланда удавалось годами обходиться без переворота. Даже во Вьетнаме коммунистическое руководство продвигало либерализацию.
Наиболее значительная трансформация произошла в Мьянме. Военные возглавляли страну после переворота 1962 года, доведя ее до нищеты. В 2015 году генералы заключили соглашение о разделе власти с гражданским руководством, возглавляемым До Аунг Сан Су Чжи, лауреатом Нобелевской премии, 15 лет проведшим под домашним арестом. Президент Барак Обама отправился в Мьянму, чтобы освятить начало мирного политического перехода.
Сейчас Аунг Сан Су Чжи снова заперта на своей вилле, ей грозит пожизненное заключение. Ее сторонники арестованы и замучены. Солдаты задержали одного из последователей Аунг Сан Су Чжи и выжгли татуировку с ее лицом у него на руке.
Большая часть остальной Юго-Восточной Азии находится в состоянии полноценного демократического отступления. Лидер последнего переворота в Таиланде Прают Чаноча по-прежнему является премьер-министром. Его правительство обвинило десятки протестующих студентов, некоторые из которых были подростками, в преступлениях, которые могут повлечь за собой длительные сроки заключения. Тайские диссиденты в изгнании объявлены мертвыми.
После непродолжительного перерыва в работе правительства старый истеблишмент Малайзии вернулся к власти, в том числе люди, связанные с одним из крупнейших краж государственных фондов, которые мир видел за последнее поколение. Меры по подавлению инакомыслия во Вьетнаме идут полным ходом. В Камбодже Хун Сен, самый продолжительный правящий лидер Азии, ликвидировал всю оппозицию и создал семейную политическую династию.
Президент Филиппин Родриго Дутерте может пользоваться популярностью, но на его счету тысячи внесудебных казней. Он также сблизился с Китаем, представляя его более надежным другом, чем Соединенные Штаты, которые когда-то колонизировали Филиппины.
Растущее экономическое влияние Китая в регионе, совпадающее с ослаблением морального лидерства Америки, дает местным авторитарным властям прикрытие для своих репрессий. Пекин инвестировал в страны с плохой репутацией в области прав человека, ослабляя силу западных финансовых санкций.
Эта помощь Китая позволяет таким странам, как Камбоджа, игнорировать угрозы Вашингтона связать свою помощь с политическими реформами. А соседи Мьянмы, в том числе Китай и Индия, предоставили военным свое военное оружие.
«Кто за последние несколько лет мог подумать, что демократия находится в состоянии свободного падения в Юго-Восточной Азии, чтобы противостоять авторитарным властям и военным переворотам?» сказала Бриджит Уэлш, региональный политический аналитик из Института азиатских исследований Ноттингемского университета в Малайзии.
Но, по крайней мере, в некоторых местах растущее угнетение укрепило решимость диссидентов. Протестующие в Таиланде, собравшиеся в прошлом году сотнями тысяч, возобновили митинги, хотя большинство их молодых лидеров сейчас находятся в тюрьмах.
Когда в прошлом месяце полиция по массовым беспорядкам стреляла резиновыми пулями возле Большого дворца в Бангкоке, Тип Тарранитикул заявила, что хочет убрать военных из политики.
«Чем дольше они остаются, тем больше становятся зависимыми от власти», - сказала она. «А когда они становятся зависимыми от власти, они начинают притеснять людей».
За "мощность ствола пистолета" популярность не купишь. В Мьянме старший генерал Мин Аунг Хлаинг, командующий армией, похоже, недооценил приверженность народа демократическим переменам. Миллионы выступили против него. Миллионы также присоединились к общенациональной забастовке, призванной остановить работу его правительства.
Нет оснований полагать, что военные отступят, учитывая, что они находятся у власти на протяжении десятилетий. По данным наблюдательной группы, за последние два месяца в результате этого погибли более 700 мирных жителей. Тысячи были арестованы, в том числе медики, репортеры, модель, комик и бьюти-блогер.
Но на стороне сопротивления демография.
В Юго-Восточной Азии могут править старики, но более половины ее населения моложе 30 лет. Реформы Мьянмы за последнее десятилетие пошли на пользу молодым людям, которые с энтузиазмом связаны с миром. В Таиланде эта же когорта противостоит старой военной и монархической иерархии.
Региональные защитники демократии, в том числе осажденные диссиденты соседнего Гонконга, сформировали то, что они называют Альянсом Чая в Интернете, имея в виду общую привязанность к сладкому напитку. (Twitter недавно предоставил движению собственные эмодзи.) В зашифрованных приложениях они обмениваются советами по защите от слезоточивого газа и пуль. Их также связывает непропорционально большое влияние пандемии на молодых работников в странах, где неравенство доходов увеличивается.
«Молодежь Юго-Восточной Азии, эти молодые цифровые аборигены, они по своей сути презирают авторитаризм, потому что он не соответствует их демократическому образу жизни. Они не собираются отказываться от сопротивления », - сказал Титинан из Университета Чулалонгкорн. «Вот почему, как бы плохо сейчас ни казалось, авторитаризм в регионе не является постоянным условием».
В Янгоне, крупнейшем городе Мьянмы, протестующие столкнулись с винтовками военных.
«Я не боюсь умереть», - сказал Ко Най Мио Хтет, старшеклассник, стоящий на одной из баррикад, построенных для защиты кварталов. «Я хочу лучшей жизни для будущего поколения».