Первое, что произносится на всех совещаниях, посвящённых проблемам воспитания, что в образовательные учреждения пришли дети воспитанные родителями поколения девяностых, поэтому, все педагоги столкнулись с ужасом ужасным.
Я как представитель этого поколения, закончившая школу в 2000 году, возмущена подобным мнением.
Итак: цитата из просторов сети, которая характеризует представление большинства обо мне:
«Поколение восьмидесятых. Им слегка не повезло. Ими никто не занимался. В девяностых их родители тупо выживали. Некоторые из них ещё успели получить остатки разваливающегося советского образования, которое практически моментально было похоронено под культом потребления, понтов, денег и «личностной успешности». В большинстве своём, у детей восьмидесятых, нет ни знаний, ни ценностей. »
«Поколению 80-х предложили разобраться в новых технологиях, освоить не существовавшие ранее профессии, освоить финансовую грамотность, понять, что такое частное предпринимательство и что такое гражданское общество. Такой поток невозможно было усвоить и принять адекватно. Кстати, именно для поколения 80-х слово «либерализм» является чуть ли не самым грязным ругательством, а демократию они иначе как «дерьмократией» не называют.»
«Они видели, как стремительно деградировали все государственные институты. Образование эти люди получили гибридное. С одной стороны, повезло, ведь в школах почти все учителя были ещё те самые, люди призвания. Эти учителя вкладывали свою душу в работу, и поэтому из поколения 80-х вышло хоть что-то. Могло быть намного хуже. С другой стороны, душа душой, но методички были безнадёжно устаревшими. Во всех школах была информатика, но на ней учили «Бэйсик» — язык, который уже нафиг нигде не нужен был. Катастрофически не хватало реагентов для любых опытов — на уроки биологии приходилось приносить семечки, купленные у бабули на рыночке. 1–2 опыта в год по химии или физике, и это если сильно повезёт.»
Единственное, в чем я согласна, так это в том, что «бейсик» был крайне ненужной информацией. Но, прогнозировать, какие знания будут необходимы через пять-десять лет, образование, пока не может.
Про нас говорят, что мы недостаточно патриотичны, необразованны и рабы потребления.
Ну, начнем с того, что родители нами занимались. Мои бабушки и дедушки, воспитывая моих родителей, предпочитали сажать/копать картошку, а не гулять, разговаривать, обсуждать, ходить в музеи. Потому что их главной задачей было накормить, и это понятно, учитывая их голодное детство. А вот мои родители всегда находили время на то, чтобы оторваться от быта и уделить время: обсудить фильм, сходить в парк, свозить на речку. Поэтому, я человек эрудированный. Мы очень много разговаривали.
Образование было вполне доступным. Именно в мое время, помимо авиамоделирования и макраме (ничего плохого в них не вижу), появились новые виды спорта и занятий: боевые искусства, скейтбординг, треннинги общения.
Все мои двадцать восемь одноклассниц и два одноклассника (классы в 10 м разделили на профили и получился «гуманитарный» девочек и «математический» мальчиков), нашли себя в профессии. Половина уехали в Москву, четверо живут за границей. От Вьетнама до Канады. У всех есть семьи. Нет алкоголиков и маргиналов. Это, могу утверждать, показатель того, что мы приспособились и к технологиям, и к меняющимся условиям.
Понятие «рабы потребления» мне не понятно. Есть люди, которые хотят зарабатывать и жить комфортно. Что в этом плохого? Если человек не приступает закона. Например, мама стоматолог, открыв свой кабинет, наработав стабильных клиентов (потому что врач хороший), покупает себе хорошую машину, оплачивает сыну допобразование. Почему это плохо, стремиться жить и зарабатывать, быть независимым, вкладываться в будущее ребенка?
Про патриотизм… Я оставлю при себе. Как и многие из моего поколения, обладаю критичным мышлением. К тому же, мы первое поколение, выключившее телевизор, то есть выпавшее из рук «пропаганды».
Да, я искренне не понимаю, работая в школе, зачем нужна форма. Мы учились без нее. И для меня важно, что у человека в голове, как он чувствует, а не цвет колготок или волос. Ребенок с кольцом в носу может быть добрее и умнее, чем «прилизанный». А может, и наоборот. Ребенок в джинсах и футболке быть умнее, чем ученик с модным портфелем и тату в укромном месте. Вид и содержание у подростка никак не связаны. Это лишь вопрос степени демонстративности.
Я не понимаю «строевой» подготовки у старшеклассников. Я не хочу, чтобы детей готовили к войне. Я хочу, чтобы их учили жить.
Да, родители моего поколения меньше уважают учителей. Просто вдруг оказалось, что учитель не носитель знаний, а организатор обучения. Оказалось, что можно прислушаться к ребенку и понять, что взрослый не всегда прав. Другое дело, что как качели, унесло в другую сторону. Есть родители, которые воспринимают педагога, как противника. Но таких единицы, просто они громче кричат, и их слышат. А нормальным родителям, которые и ребенка поддержат и услышат, и учителя, если он того заслуживает, уважает, кричать нет нужды. На поверхность выплывают только крайности, и обсуждают их с яростью.
Я, например, объясняла, что это здорово, когда есть Лидия Михайловна, которая почувствовала в моем ребенке любовь к литературе и умение рассуждать. А есть Марина Викторовна, учитель математики, которую нужно пережить. Поменять ее невозможно, а аттестат получать придется. Все без надрыва. Сопереживая, но оценивая трезво. Школа — это срез общества. Есть таланты, есть те, кто может, а есть такие, от которых нужно держаться на расстоянии. Главное, чтобы не вредили. Думаю, так происходит в любом коллективе. Объяснить это ребенку не сложно.
Подводя итоги, мое поколение не всегда удобные родители. Наши дети более свободны, менее запуганы. Педагог для них, не всегда авторитет, но это не наш вина. Платите учителю столько, чтобы он мог себе позволить достойную жизнь, не загоняя себя на двух ставках и репетиторстве. Не нагружайте работой, не связанной с обучением. Не заставляйте отвечать за ребенка. Если он совершил правонарушение, попал под машину, или его украли. Виновата не школа, не классный руководитель, а родители. Тогда в школу придут те, кто хочет учить, те, кто умеет свободно мыслить, и те, кого стоит уважать.
Фууууух. Очень эмоционально получилось. Но, это все я.