Михаил Панфилов работал звукорежиссером на государственном телеканале ОТР. Карьера сложилась: он организовал отдел звукорежиссуры с нуля и возглавил его. За отличную работу Михаил получал благодарности от генерального директора канала, Министерства Связи и даже от Президента России. В какой-то момент Михаил понял: он уже знает о звукорежиссуре всё, что нужно для работы. Вместо того, чтобы тонуть в рутине, он принял решение сменить профессию — стать аналитиком данных .
Интерес к новой профессии появился у Михаила Панфилова, когда на старом месте работы его начала донимать одна регулярная и скучная задача — ежемесячный отчёт. Каждый месяц он вручную собирал данные из разных источников в таблички, пока не пришла идея написать скрипт. Небольшая программа может сама находить файлы в локальной сети, сохранять информацию их в базу данных и автоматически формировать отчет. После месяца экспериментов скрипт заработал, а создавать такую штуку оказалось очень увлекательной задачей.
Мне стало понятно, что работа с данными — это действительно интересно. Стал искать подходящие курсы, так как при самостоятельном обучении информация усвоится разрозненно и неполноценно. Такой стиль учебы никогда не устраивал, мне удобнее осваивать материал последовательно. Выбрал Яндекс.Практикум, потому что понравилась лаконичность и доступность учебной программы. Плюс, конечно же, возможность первые 20 часов пройти бесплатно и понять: оно или не оно. Я прошел бесплатную часть и понял, что хочу развиваться в этой области.
Курс состоит из двенадцати спринтов:
1. Основы Python и анализа данных
2. Предобработка данных
3. Исследовательский анализ данных
4. Статистический анализ данных
5. Сбор и хранение данных
6. Анализ бизнес-показателей
7. Принятие решений в бизнесе на основе данных
8. Как рассказать историю с помощью данных
9. Автоматизация
10. Прогнозы и предсказания
11. Самостоятельные проекты
12. Выпускной проект
Самые сложными Михаилу показались «Статистический анализ» и «Принятие решений в бизнесе». Статистика очень требовательна к пониманию математики, и это не всем дается сразу.
Все же скажу, что бояться математики не нужно. Ничего страшного, что сначала ничего непонятно. Знания обязательно встанут на свои места, если упорно стараться.
Бизнес-метрики оказались непросты, потому что необходимо их четко знать и понимать, как они работают и что измеряют. Михаил сравнивает их с работой врача, который делает анализ крови и смотрит показатели и назначает лечение. Через пару месяцев он попросит повторить анализ, чтобы посмотреть, помогло ли пациенту то, что он предложил.
Запомнилось много задач из самостоятельных проектов. Анализ игровых приставок, анализ недвижимости, предсказание оттока из фитнес-центра с помощью машинного обучения. Запомнились шикарные шутки из тренажеров и чувство юмора наставника. Вообще юмор сработал идеально — помог в трудные моменты расслабиться и посмотреть на задачу не с точки зрения «я дурак и ничего не могу», а понять, что просто устал и продолжить завтра с новыми силами.
Завершение курса — диплом. Это работа с руководителем группы-тимлидом, которая состоит из нескольких частей. Тимлид имитирует реальную задачу и не даёт никаких алгоритмов для решения. Студентам, как и реальным айтишникам в реальной работе, представляется шанс развернуться по полной и творчески оторваться. По мере выполнения маленьких заданий, из которых состоит диплом, студент набирает баллы. В задачи входит работа с базой данных, AB-тестирование, машинное обучение и другие важные для аналитики процессы. Михаил выполнил все.
У меня получилось совмещать учебу с работой, потому что теоретические материалы курса — это текст, я мог читать уроки в любое удобное время, а практику делал в тренажёре позже. Самостоятельный проект — это тоже работа с текстом. Единственный созвон по зуму раз в две недели в выходной день утром — это идеально.
Не могу не сказать про лучшего на факультете наставника — Глеба Михайлова. Самые тяжёлые темы зашли с его шутками и прибаутками на ура. Я до сих пор руководствуюсь его советами. Еще один человек, без которого моя учеба была бы совсем не комфортной — это Элла Шарафиева, куратор моей группы. Ей действительно можно было поплакаться в жилетку, получить ценные советы по трудоустройству и понять, как вести себя в новой профессии.
Кстати, с трудоустройством получилось очень интересно — увольняться не пришлось, у Михаила произошел горизонтальный рост в компании. Когда он объявил о своем решении уйти и радикально сменить профессию, об этом узнал директор IT-департамента и предложил попробовать свои силы в его отделе.
Я был несказанно рад предложению Павла, директора IT-департамента, потому что понимал, будет сложно найти хорошую работу в IT с чистым резюме. В итоге, остался в той же организации. Сейчас Павел ставит интересные и сложные задачи, которые требуют от меня постоянной учебы и развития. О чем еще можно мечтать?
На этом совместный путь Михаила с Яндекс.Практикумом не закончился. Сейчас он учится на курсе бэкенда, чтобы получить знания в области разработки, понять основы и традиции программирования. И уже смотрит ещё и на курс Data Science, который, вероятно, станет третьим.
Вместе с командой амбассадоров Яндекс.Практикума Михаил участвует в проекте «Математические ясли», где доступным языком рассказывается о сложном в математике. Плюс, помогает выпускать подкаст «Каждый Может» о том, как войти в IT и остаться там навсегда, как это делает сам Михаил.