Интервью с Генри Лайоном Олди:
В день шестидесятилетия первого полёта человека в космос — разговор с писателями-фантастами.
Именно благодаря фантастике космическая тема вошла в ХХ веке в человеческую жизнь.
Остаётся ли космос прежним источником вдохновения в XXI столетии?
Александр Соловьёв беседует с Генри Лайоном Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский).
Цитаты из интервью:
— «Ближний космос» с каждым днём становится всё ближе: космический туризм — уже не фантастика, а обыденность. Где, по-вашему, заканчивается граница обыденности и начинается фантастика? Или этой границы нет?
— На наш взгляд, граница эта изрядно стерлась. Конечно, в каждом конкретном случае формальную границу провести можно: вот это уже изобрели и это больше не фантастика; вот этого ещё нет, но исследования уже ведутся; а вот к этому люди даже не знают, с какой стороны подступиться, так что пока — точно фантастика.
Но если взять нашу жизнь в целом, то мы уже живём в мире недавней «фантастики ближнего прицела» и отчасти — киберпанка. Причём границы всё время смещаются, невозможное вчера оказывается вполне возможным сегодня, а ещё недавно существовавшее лишь на страницах фантастических романов уже вовсю используется в повседневности. Мир сделался более динамичным, мы попросту не успеваем следить за всеми изобретениями и открытиями, гипотезами и теориями, а тем временем фантастика становится жизнью прямо на наших глазах.
— Один из сквозных сюжетов вашего цикла «Ойкумена» — взаимозависимость героев-антагонистов, позволяющая им перейти в новое качество (и даже заставляющая их это делать). Эта идея перекликается с идеями последователей школы либерализма в ТМО. Их оппоненты — реалисты — утверждают, что никакая взаимозависимость не обеспечивает государствам достаточный для них уровень безопасности. Когда перед вашими героями встаёт дилемма — безопасность vs развитие — как вы её решаете? Или это они её решают, а вы просто идёте у них на поводу?
— Конфликт безопасности, то есть покоя, связанного со стагнацией, и развития, то есть динамики, связанной с опасностью, — вечный двигатель истории человечества. Точно так же нет художественной литературы без конфликта. Именно вариативность решения, когда одни выбирают покой и безопасность, другие — динамику и угрозу, позволяет развивать конфликт собственно книги, строить сюжет, сталкивать лбами разные позиции и принципы, выходить на кульминацию, наивысший пик напряжения.
Каждый персонаж находит своё решение, мы же, как авторы, напротив, подогреваем этот конфликт, затрудняем решение предлагаемыми обстоятельствами, стимулируем конфликт согласно заранее продуманному плану книги, включающему финал. Идти на поводу у героев мы не умеем, поскольку изначально понимаем, из какого пункта вышли и в какой пункт придём в конце.
А то, что для развития человечества необходимы коллективизм и сотрудничество — да, в «Ойкумене» это стержень, базовая идея. Тут, пожалуй, следует помнить, что Ойкумена — это обитаемое пространство, а значит, идея эта выходит за пределы книги.
Полностью интервью читайте по ссылке: https://globalaffairs.ru/articles/v-mire-nedavnej-fantastiki/