Найти тему
История моды с Марьяной С.

Смотришь на платья на картинах... и видишь не то, что видели современники!

Оглавление

Одна из моих любимых тем в истории костюма и моды - это одежда на портретах. Она многое может нам рассказать! Но если хочется, чтобы рассказ этот отображал реальное положение дел, нужно знать... контекст. И быть готовым к тому, что если знаешь недостаточно, то рассказ этот получится с ошибками.

Примеры? А давайте!

Неизвестная

"Неизвестная", Иван Крамской, 1883. (сс) з коллекции Государственной Третьяковской галереи, Wikimedia Commons
"Неизвестная", Иван Крамской, 1883. (сс) з коллекции Государственной Третьяковской галереи, Wikimedia Commons

Эта красивая молодая женщина одета по меркам своей эпохи... Простенько. Самодельная простая шляпа, муфта с потёртым мехом. А золотая брошь на шляпе и браслет из дутого золота ситуацию не улучшают - наоборот. Да, я понимаю, что тяжело расстаться с мифом о Неизвестной, как об изысканно одетой по последней моде. Да, как только мы, люди из мира неопрена и джинсов видим бархат, перья, меха и атласные ленты, то считываем всё это как "элегантность". Однако героиня жила в мире бархата, перьев, меха и атласных лент! И чтобы считаться щегольски одетой, нужно было сочетать всё это определённым образом.

А чтобы знать, каким именно, нужно длительное время изучать эпоху, и не XIX век в целом, и даже не 1880-е, а самое их начало. И тогда пусть немного, пусть с неизбежными ошибками, но всё-таки получится приблизиться к пониманию того, как выглядел наряд героини в глазах современников. Её современников. А не наших. Которым достаточно пера на шляпке, чтобы счесть её элегантной. :)

Императрица Евгения и её дамы

"Императрица Евгения и её дамы", Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. (сс) Из коллекции Компьенского дворца, Wikimedia Commons
"Императрица Евгения и её дамы", Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. (сс) Из коллекции Компьенского дворца, Wikimedia Commons

А вот императрица Франции Евгения в окружении своих прекрасных дам. Ах, как красиво - роскошные юбки бальных платьев раскинулись по траве, дамы сверкают белоснежными плечами на фоне деревьев и неба... Изумительная картина! Со сценкой, которая возможна только на картине, а не в жизни.

Художник разместил дам на фоне пасторального пейзажа красоты ради. В реальной жизни эти женщины сидели бы на лужайке в намного более простых платьях, к тому же закрытых, без декольте, и с длинными рукавами. Более того, непременно в верхней одежде, которая маскировала бы очертания фигуры (не годится демонстрировать тонкость талии на улице!), так что накидки и шали прекращали бы эту живописную группу в ворох тканей. Локоны прятались бы под шляпками, маленькие ручки были бы в перчатках. А ещё всё это осеняли бы зонтики, защищающие белую кожу от солнца...

Сватовство майора

"Сватовство майора", Павел Федотов, 1848. (сс) Из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Wikimedia Commons
"Сватовство майора", Павел Федотов, 1848. (сс) Из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Wikimedia Commons

Ах, как жеманится героиня, в первый раз в жизни надевшая декольтированное платье! И-и... Сделавшая это совершенно невовремя. Дело происходит днём, и современникам была очевидна неуместность - подобные наряды, с глубоким вырезом и короткими рукавами, надевали исключительно вечером. А вот купеческая семья поспешила выставить "товар лицом". Нам-то нынче что - ну, стесняется девица в нарядном платье своего потенциального жениха... А вот такие тонкости - желание принарядить, открыть всё, что можно, даже если нельзя - уже, пожалуй, и пропустишь.

Мораль? Знание контекста никогда не помешает. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory