Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

Моя первая встреча с ансамблем "Интеграл"

Я тогда жил в Пензе.

В декабре 1979 года ансамбль "Интегал" в первый раз приехал на гастроли в Пензу . Музыканты выступали на сцене ДК им.С.Кирова. Дебютный концерт прошел ни шатко, ни валко, собрав чуть больше половины зала. Это естественно, ведь «Интеграл» тогда был не на слуху, по радио и телевидению песен группы не передавали. Если бы ансамбль был родом из Москвы, от которой всегда ожидали чего-то необычного, то публика собралась бы. Но музыканты, прибывшие из Саратовской филармонии (именно там работал «Интеграл»), пензенского зрителя поначалу никак не вдохновили.

Но уже к вечеру по городу побежали слухи, что на сцене ДК им.С.Кирова происходит нечто совершенно необычное, и на следующий день я помчался на концерт. «Интеграл» играл настоящий психоделический рок, какого тогда не существовало на профессиональной советской эстраде. Музыка была очень радостная и мастерски исполненная. Эти песни породили странные ощущения: многим людям вдруг показалось, что застой, задавивший к концу 1970-х политику, экономику и культуру, может скоро закончиться, и «Интеграл» - предвестник грядущих перемен.

Все последующие концерты «Интеграла» прошли при полном аншлаге, билетов даже не всем хватило. Кстати, социальный состав зрителей был отнюдь не молодежный. В зале преобладали люди среднего возраста, в пиджаках, галстуках и белых рубашках. Видимо, это были инженеры, пришедшие на концерт после работы в своих НИИ. Наверное, подобную музыку они слушали в молодости на магнитофонах, а теперь поспешили на живой сейшн, чтобы вновь прикоснуться к рок-психоделике.

В один из дней я заприметил в зале красивую молодую женщину с большим животом – она ждала ребенка. После концерта к подъезду дома культуры подрулила «скорая помощь», возле которой собралась толпа. Размахивая журналистским удостоверением, побежала туда: «Что случилось?!»

«Барышня рожать собралась», - спокойно ответил врач.

Было бы интересно найти сейчас человека, который решил появиться на свет, послушав концерт «Интеграла». Ему сейчас должно быть сорок лет. Хочется верить, что он такой же веселый и позитивный, как музыка этой группы.

Бари Алибасов в 1980 году в Пензенском цирке. Фото В.Марочкина
Бари Алибасов в 1980 году в Пензенском цирке. Фото В.Марочкина

Второй приезд

В конце марта афиши известили о том, что «Интеграл» снова прибывает в Пензу. Я поспешил на встречу со своими друзьями. Молодые, высокие, улыбающиеся парни казались настоящими богатырями из сказки. За то время, что мы не виделись, они успели выступить в Тбилиси на фестивале популярной музыки «Весенние ритмы», где стали лауреатами. А песня «Подснежник», которую исполнил «Интеграл», сделалась настоящим символом фестиваля, поскольку группы, приехавшие тогда в Тбилиси, а это были знаменитые ныне «Машина времени», «Аквариум» «Автограф» и многие другие, воспринимались обществом, как первые весенние цветы, выглянувшие из-под сугробов. Также стало известно, что сам фестиваль состоялся благодаря именно «Интегралу». Так получилось, что тбилисская филармония, инициировавшая фестиваль, не смогла собрать аппаратуру, необходимую для озвучания рок-концерта. Выручил ансамбль «Интеграл», заехавший в грузинскую столицу, двигаясь по гастрольному маршруту. Вместе с группой в столицу Грузии прибыли две фуры со светом, колонками и усилителями, которые и обеспечили фестивалю нормальный звук.

И вот теперь, с первым весенним теплом тбилисские герои прикатили в Пензу.

«Интеграл» привез новую программу. Теперь акцент был сделан на ярком шоу и музыке в стиле кантри.

«Кантри - это идея Алибасова, - рассказывал солист «Интеграла» Юрий Лоза . - Кантри - это сельский праздник-разгуляй. Специфика этой музыки позволяет делать все, что хочешь: прыгать, плясать, скакать...»

Программу открывала новая песня Юрия Лозы в стиле кантри «У лошади больные ноги», а затем следовал умопомрачительный микс из русских и татарских народных песен, аранжированных в рок-стиле, и классических американских рок-н-роллов. Музыканты двигались, менялись местами, танцевали, представление бурлило и клокотало, а публика заворожено следила за всем, что происходило на сцене. В группе пели все, даже барабанщик Халил Даукаев вставал из-за ударной установки и солировал в песне «Мне нужна жена» на слова Роберта Бернса. Халил был очень толстым, но веселым и бесшабашным парнем, поэтому номер смотрелся очень остроумно.

Кульминацией шоу стала инструментальная композиция «Сель», когда в зале гасился свет, и барабанщики Петр Березовский и Халил Даукаев яростно и изобретательно отстукивали в одном ритме.

В течение двух недель «Интеграл» выступал в цирке, в будни было по два концерта, в выходные – три. Многие поклонники ходили на выступление ансамбля по 2-3 раза. Отыграв свое, «Интеграл» уехал дальше по гастрольному маршруту, но спустя некоторое время вернулся, вновь на две недели захватив цирковую арену.

Барабанщик Халил Даукаев
Барабанщик Халил Даукаев

Разговоры с музыкантами

Пользуясь своими журналистскими привилегиями, я ходил почти на все концерты «Интеграла». Между выступлениями я уходил вместе с артистами в гримерку, где начинались интересные разговоры.

Бари Алибасов поведал, что истоки его артистической карьеры лежат в середине 60-х. Будучи подростком, он однажды увидел в окошко дома культуры в городе Чарске, как репетирует заезжий джаз-бэнд. Больше всего его поразил барабанщик и две тарелочки ударной установки (хай-хет – прим. ВМ). Бари рассказывал, что в окошко не было видно, как барабанщик ногой нажимает на педаль, и тарелочки хлопают друг о друга, а потому решил, что они отбивают ритм самостоятельно, без участия человека. «Как же они угадывают, когда нужно ударять?» - удивлялся подросток. И это первозданное удивление стало отправной точкой в дальнейшей жизни Бари: он стал барабанщиком.

Солист ансамбля Юрий Лоза рассказывал, что в 1977 году Алибасов соблазнил его, уже работавшего в профессиональном ансамбле, поездкой по БАМу, для которой собирал новый состав. «Ничего мы не заработали, - вспоминал Юра, - зато пока крутились по БАМу, сделали приличную программу. И когда выяснилось, что нам надо либо разбегаться, либо искать себе дорогу, Алибасов сказал, что четыре филармонии предлагают свои услуги: Магадан, Майкоп, Хабаровск и Саратов. Мы подумали, что Магадан, Майкоп и Хабаровск – это дикие места, и выбрали Саратов.

Саратовская филармония до появления «Интеграла» сидела на картотеке, то есть государство в долг давало ей деньги на зарплату сотрудников, потому что она содержала симфонический оркестр, который не приносил ни копейки, а съедал все. Но «Интеграл», выступая по стадионам и Дворцам спорта, вытащил филармонию с картотеки и сделал серьезным и престижным концертным учреждением. Благодаря деньгам, которые принес ансамбль, филармония смогла для своих артистов даже построить кооперативный дом. Ничего подобного нигде в России больше не было…»

Бари Алибасов и Юрий Лоза – известные люди, не нуждающиеся в представлении. Но в их тени прячется клавишник Игорь Сандлер, который сыграл важнейшую роль в жизни «Интеграла». Во многом благодаря именно его мастерству Алибасову и Лозе удалось воплотить на сцене многие свои задумки. Бари тайком рассказал мне историю появления Игоря в группе.

Игорь Сандлер
Игорь Сандлер

Когда выпускник Саратовской консерватории Игорь Сандлер решил жениться, его родители купили и подарили молодоженам маленький одноэтажный домик. В этом домике был небольшой подвал, и Сандлер решил углубить его, чтобы сделать там помещение для репетиций. Он начал копать землю, и однажды лопата стукнула обо что-то твердое. Игорь копнул еще раз, и вдруг во все стороны полетели брызги. Оказалось, что он нашел клад: три глиняных кувшина, полных золотых и серебряных монет! На вырученные деньги Сандлер купил у какого-то гастролера-югослава три клавишных синтезатора, с которыми и отправился на прослушивание к Бари Алибасову. Тот попросил для проформы что-нибудь сыграть, после чего зачислил Игоря в состав «Интеграла».

Этот состав просуществовал до конца 1983 года. 30 декабря музыканты отыграли прощальный концерт в саратовском дворце спорта, после чего разошлись в разные стороны. Алибасов вскоре собрал новый состав группы, в котором засветились будущие кумиры публики - Марина Хлебникова и Евгений Белоусов. Но несмотря на звездность нового «Интеграла», именно тот состав, в котором кроме Бари Алибасова играли Юрий Лоза (гитара, банджо, вокал), Игорь Сандлер (клавиши), Альберт Гумаров (бас, гитара), Виктор Щедрин (гитара), Петр Березовский (барабаны), Халил Даукаев (барабаны, вокал), Сергей Серебрянский (конферанс), считается «золотым».

-4