Найти тему

О чем расскажет «язык в трубочку»?

Каждый хоть раз в жизни пробовал скрутить трубочку из своего языка, но не у всех получилось. Научиться этому невозможно. Трюк, как говорят многие, помогает выполнять генетика. Но только в ней причина? Давайте разбираться.

В 1940 году видный американский ученый-генетик Альфред Стёртевант предположил, что умение сворачивать язык в трубочку - это так называемое менделевское наследование , при котором вы получаете не смесь генов обоих родителей, а определенные гены от одного из них. Цвет глаз, оттенок кожи, веснушки, судя по всему, передаются именно так (хотя теперь мы знаем, что на это могут повлиять и разные варианты других генов). Стёртевант отметил, что некоторые из детей отказались открыть рот и показать, способны ли они сворачивать язык. Ученый предположил, что не способны. Из тех, кто согласился, четверо могли это делать, несмотря на то, что ни отец, ни мать не обладали таким даром.

Тем не менее Стёртевант заключил, что сворачивание языка предопределено, хотя бы частично, определенным геном. Если бы это было правдой, то генетически идентичные близнецы либо оба должны уметь сворачивать язык в трубочку, либо это не должно получаться ни у одного из них. Однако в исследовании 33 близнецов в 1950 гг. в семи случаях это не подтвердилось : один из братьев умел, а другой - нет.

К чести Альфреда Стёртеванта, когда он узнал об этих результатах, то написал затем в своей книге, что способность сворачивать язык в трубочку - все-таки не менделевское наследование, и что ему очень неудобно, когда он видит ссылки на него в этом вопросе. Что не остановило тех, кто продолжал включать в школьные учебники этот миф. Вопрос еще более усложняется тем, что некоторых людей невозможно отнести ни к "сворачивальщикам", ни к "несворачивальщикам": они могут слегка приподнять края языка, но свернуть его до конца или изобразить букву U не способны.

Конечно, вы можете сказать, что это умение абсолютно бесполезно и в жизни никак не пригодится. Но именно эта бесполезность и делает его изучение таким интересным для генетиков.

К чему же мы пришли в результате десятилетий изучения вопроса?

Вероятно, некий генетический элемент в этом присутствует, но он не такой однозначный, как считалось. Скорее всего, в формировании этой способности участвует не один ген, и много, или разные их комбинации.