Часть 1: От идеи до первой работы
Часть 2: Сравнения и тренды
Часть 3: Выводы и советы
Приветствую Вас, дорогие читатели! В этой статье речь пойдет об опыте реализации идеи собственной жизни как я её вижу: стабильного режима труда-восстановления при параллельной реализации своих идей, помощи близким, и при этом пребывания в надлежащей физической форме для продуктивного отдыха. Возможность отдыхать, кстати, служит хорошим индикатором здоровья организма, что гарантирует в свою очередь продолжительный плодотворный труд без всей той нервотрепки, спешки которую мы впервые стали видеть в зарубежном кино 80-х годов прошлого века и которую очень многие из нас ощущают на себе уже лет двадцать. Иначе говоря, я попробовал быть "кочегаром", как Виктор Цой и другие музыканты России 80-х. Хотя это не совсем корректное сравнение, так как в те времена у музыкантов были иные приоритеты, чем оплата труда на наемной работе. Но в любом случае моя идея такова: иметь доход, обеспечивающий пропитание и квартплату, чтобы окунуться в жизнь в режиме "slow-life", и "дауншифтинга".
"Slow-life"— целью этого направления является улучшение качества жизни за счёт замедления темпа жизни.
"Дауншифтинг" — термин, обозначающий человеческую философию отказа от чужих целей, стремления к пропагандируемым общепринятым благам, карьерному росту и.т.д.
Уверен, Вы поняли о чем идет речь и будет ли Вам интересна эта статья. Перейдем же теперь к практической части.
Итак. Весной 2015 года я начал искать работу курьером. Конечно все это произошло "не с пустого места". Несколько лет до этого мне пришлось оставить на время работу администратора сайтов, поправить здоровье и похудеть на 20 кг. Также, вошло в привычку ходить пешком несколько часов в день. И что же, опять за компьютер? Но ведь у меня появился такой шанс, осуществить свою мечту — поработать на простой и подвижной работе! Идея, которую я вынашивал не один год, восстанавливая свою физическую форму. Тогда мне было 40 лет — самое время для реализации своих давних планов. И весной я приступил к поискам такой работы.
Поначалу меня заинтересовала работа почтальона (начало рабочего дня в 6:00 и окончание в 15:00 очень подходило), но она не подошла мне по причине чрезвычайно низкой оплаты и занятой субботы.
Поэтому, выбор пал на работу пешим курьером. Очень хотелось найти работу с 5-ти дневной рабочей неделей и официальным оформлением (что и удалось в итоге сделать). О работе курьера у меня были некоторые представления, например по культовому фильму "Курьер" снятому в 1986 году режиссером Кареном Шахназаровым. В одном кадровом агентстве мне рассказали о подобной работе в наши дни. Я узнал например, что человек, развозящий товары для здоровья и косметику получает 300 руб. за одну поездку. В мыслях представился такой сценарий: "развезти по Москве 3-5 тюбиков крема или флакончиков духов и получить за это 1000-1500 рублей...". Забавные конечно представления, но главное, они пошли мне на пользу — внушили оптимизм и решительность!
Были и некоторые опасения по поводу будущей работы. Такие как перспектива самостоятельного построения оптимального маршрута с учетом времени доставки. И еще возникал вопрос о питании посреди рабочего дня — во сколько это будет обходиться по стоимости, где и чем придется питаться? О решении этих вопросов расскажу далее.
Не буду подробно писать о собеседованиях. Скажу лишь, что в день у меня было обычно два собеседования, назначенных по вакансиям, отобранным с утра. То есть, с утра удавалось выбрать новые интересные вакансии, "отзвониться" по ним и договориться о паре встреч на первую половину дня. Причем в основном помогал старый добрый сайт job.ru, бывший тогда еще отдельным самостоятельным проектом. Процесс поиска, на мой взгляд, был более демократичен, чем в настоящее время: просмотр вакансий, телефонные звонки работодателю и договоренность о встрече в о основном в этот же день до обеда. Резюме курьера, в отличии он настоящего времени требовалось редко. И соответственно — почти никаких отсылок резюме без ответа. Поиск работы был похож больше "как на Авито". На поиск первой работы мне потребовалось примерно две недели.
Конечно были звонки от работодателей с предложениями работы курьером-регистратором фирм на свое имя, а так же попытки снять ксерокопию моего паспорта "для составления кадрового резерва" в обычной торговой фирме. Но в основном работодатели встречались адекватные, хотя как понимаете, не все мы друг другу чем-то подходили.
Но в итоге перед майскими праздниками я подходящую работу нашел и стал готовиться к долгим пешим путешествиям по городу :)
Первым делом в "Ашане" я приобрел термоподсумок на пояс (для запасов еды), безколбовый металлический термос, складную сумку на колесиках, проводную гарнитуру для кнопочного телефона и карманный атлас Москвы (покупка смартфона была пока в планах).
Скажу сразу, воспользоваться довелось только складной сумкой пару раз за полгода работы, чтобы отвезти несколько стопок бумажных полотенец в соседний переулок. И конечно, очень пригодился атлас города. Вскоре кстати пришлось купить второй на замену потрепавшемуся.
Термоподсумок не понадобился по причине того, что еда, взятая из дома, просто не успевала испортиться до обеда. Термос тоже не пригодился, так как обладал ощутимым весом, а горячий чай или хотя бы кипяток удавалось где-нибудь купить. Провода гарнитуры только путались, а громкость моего телефона оказалась вполне достаточной, чтобы слышать собеседника в движущимся вагоне метро.
Так же через неделю работы отказался от своей "парадной" формы: светлые летние брюки и рубашку сменил на самые дешевые спортивные штаны и простую майку. Жара и практика внесли свои коррективы.
Первым место моей работы оказалась небольшая компания с 20-летней историей, торгующая расходными материалами для стоматологических клиник. Фирма располагалась в центре Москвы, предлагала полностью "белое" оформление с трудовой книжкой, и всеми отчислениями в фонды. Отмечу сразу, что, как это ни странно, в этой компании оплата труда оказалась самой высокой, которую я получал на должности курьера, а график работы самым свободным и удобным.
Причем все основные плюсы обнаружились после начала работы:
- Оплачиваемый проездной, который не требовалось сдавать на выходные и конечно же — оплата маршруток, электричек и прочего транспорта, которым нужно было пользоваться.
- Оплачиваемая сотовая связь на сумму 300 руб. в месяц, чего хватало вполне.
- Оплачиваемые возвраты курьера на склад компании в течении дня (когда например заказ еще не собран комплектовщиками или невозможно было все заказы сразу забрать с утра по причине их большого общего веса).
- Возможность начала работы с 7:00-7:30 часов утра.
- Настоящая пятидневная рабочая неделя с выходными в субботу и воскресение.
- Отсутствие строгого времени доставки. Доставить товар можно было в течении дня, оптимизировав маршрут "под себя".
- Рабочий день в компании реально заканчивался в 18:00, а в пятницу в 17:00 (и в офисе в эти часы уже не было "ни души").
- Отличный коллектив, который был настроен на раннее начало рабочего дня, несмотря на пугающие официальные цифры 9:00-18:00. Менеджеры приходили на час раньше, а кладовщики и курьеры-водители за 1.5-2 часа до начала официального начала рабочего дня. Соответственно и вернуться домой можно было пораньше.
Оплачиваемые возвраты оказались очень хорошим подспорьем. Тем более, компания находилась в центре города и поэтому было очень удобно заезжать за заказами проездом из противоположных районов города. Оплачивался каждый возврат по цене обычной поездки.
Раннее начало работы тоже очень порадовало, так как многие зарубежные клиники (имеющие в своем названии слова "немецкая", "французская"), куда надо было доставить товар, начинали свою работу уже с 8:00, а до них надо было еще доехать.
В первые дни моей работы вышла курьезная история, связанная с тем, что я привык ездить до какого либо пункта назначения на метро, а потом идти только пешком для тренировки и экономии средств. Таким манером я продолжил и работать. Конечно, это показалось мне несколько тяжеловато. Да так, что я собрался было уж не продолжать работу, но благо вспомнил о полной компенсации проездного и существовании наземного транспорта :)
Работал я с Яндекс.Картами (в офисе с утра) или карманным атласом Москвы (в дороге). С утра в 7:30 у меня на столе был уже список из 5-7 точек для доставки или закупки и накладные, оставленные менеджером с вечера. Я смотрел на компьютере карту, конспектировал маршрут на листочке блокнота (распечатки карт на бумаги показалась мне слишком громоздкой и долгой процедурой), шел на склад и забирал пакеты с товарами для клиник. Получалось в основном так: рюкзак и два больших пакета в руках. По тем ощущениям тяжесть была средней (3-4 кг.). А вот если растворы жидкостей были в заказе — это уже давало ощутимый вес.
Почти каждый день были и возвраты курьера в течении дня. Была возможность разогреть еду из дома и поесть.
Мой рабочий день, если читать от выхода из дома и до приезда обратно домой, составлял около 10 часов. Ставка за поездку была фиксированной: чуть менее 250 рублей за точку lчистыми (или за возврат курьера в компанию в течении дня). По деньгам выходило 35000 рублей в месяц чистыми (плюс оплачиваемый проездной и сотовая связь), что составляло примерно 170 рублей в час. Считаю довольно хорошим показателем для пешего курьера, разъезжающего по всей Москве, даже для настоящего (2021 год) времени. К тому же с этой зарплаты мне даже удавалось откладывать до 5000 руб. в месяц, которые потом очень пригодились.
Вообще работа эта, если сравнивать с другими, была неплохая. Единственно, периодически возникала мысль, что хорошо бы найти такую же, но возить только бумаги, умещающиеся в 2-3 папки-файлика :) Мысль эта возникла не на пустом месте, пару раз приходилось возить не товар, а договора, что очень понравилось и "запало в душу".
Из минусов могу отметить то, что доставка производилась по компаниям, а не по частным лицам. И это полностью исключало шанс получить хоть какие-то чаевые, даже при оплате наличными. Да и какие чаевые возможны, если через день возишь товар в одну и ту же компанию. А вот настоящий чай, кофе — это всегда предлагали на точках доставки. Иногда приятно было посидеть, отдохнуть в холле с кондиционером и послушать интересную музыку. Тем более, раньше чаевые получать не приходилось и я пока смутно представлял их ценность.
Что касается сил и времени, то оно оставалось: на общение, отдых и прогулки, иногда даже после работы!
Всякая история имеет свой финал и эта тоже. Наступил октябрь. Тени к трём часам дня стали заметно длиннее. Когда я возвращался после рабочего дня домой, солнце уже заходило за горизонт. Женщины перешли на закрытую обувь. Моё фоновое настроение стало снижаться. К тому же я заметил, что стало темнее и в метро, так как, всё больше людей облачалось в тёмные, не маркие осенние одежды. Стало "как-то не того...". Но работать пока было по силам и я продолжил. Все-таки впереди ноябрь — первый снег. Интересно, как будет работаться зимой?
А зимой произошло вот как. В декабре пришла спасительная оттепель, которая длилась почти до конца месяца, но зато потом стало холодно совсем. К тому же я не придал внимания такой необходимой вещи для курьера осенью-зимой, как капюшон. Без него даже самая теплая шапка не спасала от продувающего ветра. А ведь через голову, как известно, уходит более половины всего тепла организма. Но положение временно спас пришедший Новый год. Появилась возможность поразмышлять, охватить взглядом прошедшее, набросать планы. Хотя, очутиться дома на две недели было довольно непривычно, потому как я уже привык жить в дороге — обедать в парках и скверах, жить в метро. Причем "жить" буквально: никогда не забуду ощущение утром на станции, сидя на скамеечке в ожидании поезда. Внезапно на несколько минут пришло ощущение полной "домашности" окружающей меня обстановки, будто платформа метро — мой дом и я тут очень давно, с детства живу, отдыхаю, кушаю, читаю книги...
В январе следующего года пришли сильнейшие морозы, которые продержались почти до конца месяца. После январских каникул мне, как пешему курьеру, позволили не выходить на работу — благо оплата у меня была чисто сдельная да и доставка держалась не только на мне. В компании работали также несколько курьеров-водителей. Я почувствовал, что "ветер меняет направление". А как раз в то время я вынашивал идею поступления на курсы вождения легкового автомобиля. Пришло время её реализовать, что я и сделал. И как выяснилось - вовремя. В конце января мне сообщили на работе, что пеший курьер уже не требуется. Я уволился и поступил в автошколу, которую окончил уже ближе к концу года. Это тоже довольно занимательная и не простая история, о которой стоит рассказать. Но сейчас я хочу акцентировать внимание на том, что где-то далеко в подсознании у меня все таки осталась мысль — "а как бы я работал зимой, при -10...15℃ ? Быть может стоит попробовать"? Видимо поэтому следующие места работы на этой должности я находил в холодные времена года :)
Если Ваш интерес к повествованию сохранился, добро пожаловать дальше. Впереди у нас еще рассказ о нескольких интересных местах работы, а главное — сравнения и выводы из практического опыта.
Продолжение повествования во 2-й части.
Автор: Антон Дюжев
При копировании (полном или частичном) данной статьи необходимо согласование с автором.