Тихим летним деньком Юра и Миша сидели во дворе и обслуживали Москвич. Юркин папа работал преподавателем в техникуме и частенько давал ребятам возиться с машиной. Ребята были одногрупниками. Борис Васильевич вёл "Устройство и техническое обслуживание автомобилей" на специальности «Техник-механик"
Он дал им задание:
поменять свечи; обслужить распределитель зажигания. Что то в последнее время потряхивало мотор на холостых.
Миша выкрутил старые свечи, положил их в ряд и сфотографировал-немного нагара было, а так в принципе ничего. Сложил их аккуратно в коробочку. Аккуратно, от руки завернул новые, потом подтянул ключом. Парни внимательно осмотрели высковольтные провода и крышку распределителя: часть резиновых колпачков потрескалось, контакты крышки и прерывателя окислились.
Миша поменял колпачки. Юра снял контактную группу, почистил её и контакты крышки. По книжке выставил зазор и закрутил винт контактной группы. Капнули немного масла на валик трамблёра. Поставили всё на место. Подключили бронепровода, как учил Борис Васильевич: на Москвиче против часовой стрелки 1-й -3-й -4-й -2-й.
Когда он пришёл, завели двигатель. Он работал ровно, без перебоев.
-Ну молодцы ребята. По пятёрке ставлю, за технический кружок.-
Ребята обрадовались и пошли собирать инструменты. Если честно, им очень нравилось возиться с Машиной. Огромный 41-й Москвич для них тогда был лучшим автомобилем. У Юры уже были права.
-Поедешь в авто магазин со мной?- спросил Юра;
-Да- ответил друг.
-Па, мы поехали- крикнул Юра
-Только аккуратно там- сказал Борис Васильевич.
Магазин был неподалёку, в километр по проселочной дороге. Москвичевский мотор бодро тянул по ухабам и ямам, резко ускорялся при переходе с 3-й на 4-й. Ребята сидели и наслаждались дорогой, чувствовали эффект от своей работы. Приехали, купили масло и фильтр. Заводить-не заводится. Проверяли искру на массу, искру с катушки. Искры не было. Сняли конденсатор и проверили мультиметром .Конденсатор был исправен.
-Ну контакты до этого проверили и отрегулировали. Что их смотреть?!- подумали ребята.
Юра позвонил отцу. Благо он был неподалёку .
-Ну что автомеханики? Сломали машину!- с задором сказал Борис Васильевич.
-Юра, давай старые свечи. А нет, одну свечу дай!- добавил он.
-Пап, мы проверяли.- сказал Юра.
Борис Васильевич снял насвечник со свечи первого цилиндра, вставил в него старую свечу и положил на клапанную крышку
-Крути. Так стоп!- крикнул механик. Искры не было.
Затем Юрин отец снял центральный провод с крышки трамблёра, надел его на него насвечник со свечей и положил на клапанную крышку.
-Давай крути. стоп!- искры снова не было.
Борис Васильевич достал с багажника лампочку-пробник, один конец соединил с массой, другой прикрутил к контактному болту распределителя зажигания
-Крути!- лампочка не загорелась ни при включении зажигания и ни при работе стартера.
- Всё ясно!- сказал Борис Васильевич и снял крышку распределителя.
-Крути, ах хахаха, автомеханики! - засмеялся он.
После этого он устроил нам экзамен:
-Миша, где в системе зажигания применяется трансформатор?-
-В системе зажигания, катушка у нас в роли трансформатора! -ответил тот.
-О, молодец! Теперь ты, Юра, ответь. На какие цепи катушка зажигания делит нашу бортовую сеть?-
-На низковольтную и высоковольтную!- ответил Юра
-Что нужно чтобы во вторичной обмотке катушки возник импульс высокого напряжения-искра?-
-Нужно чтобы в первичной обмотке катушке изменялся ток, изменялось магнитный поток- ответил Юра.-
-Миша, а как сделать чтобы ток в первичной цепи системы зажигания изменялся?- спросил Борис Васильевич.
-Нужно его прерывать, для этого прерыватель есть . Он соединяет и разъединяет цепь с массой- проговорил Миша.
-О, молодцы, теперь идите сюда, я буду крутить, а вы смотрите-
Борис Васильевич сел за руль и начал крутить стартер. Мы увидели следующую картину: контакты прерывателя были сомкнуты и не размыкались.
-Кто зазор регулировал?- спросил преподаватель.
-Я. – ответил Юра.
-Юра, надо нормально винт затягивать, а нет так, как будто силы нет! Автомеханики. Лампочкой или мультиметром нельзя было проверить? Говорил: теорию у учите, без неё нет практики. Ну это ничего, это вам полезно. Миша за сколько фильтр брали?-
-За 230 руб- ответил тот.
-Ну ладно, поехали. Всему потихоньку научитесь- сказал Борис Васильевич, пристегивая ремень безопасности.
Парни ехали и думали, что не смотря на всё, Москвич-хорошая машина. А систему зажигания надо бы повторить.
Прошли года, а я всё также уверен в том утверждении!