Недавно мы разбирали пользу soft skills или мягких навыков в работе учителя.
Напомним: soft skills — личные качества учителя, которые необходимы для работы с коллегами, детьми и родителями, hard skills — это комплекс профессиональных, технических компетенций, которые можно:
- наглядно продемонстрировать дипломом, сертификатом, практическим заданием на собеседовании;
- оценить, измерить, при помощи тестов, заданий;
- если soft skills могут деформироваться в зависимости от окружения человека, то hard skills чаще всего не поддаются влиянию обстоятельств;
Итак, давайте разберемся, какие жесткие навыки необходимы каждому учителю для того, чтобы развиваться в профессии.
- Умение правильно подбирать методы обучения на уроке.
Вы готовитесь к уроку и обдумываете: как объяснить новую тему. Понимаете, что информацию нужно подать интересно, чтобы сразу увлечь детей. И тему надо объяснить так, чтобы понял каждый ученик в классе. А ведь бывает, что тема урока совсем непростая, такая как решение уравнений из алгебры или задач по физики.
«Так что же выбрать? Провести урок в игровой форме или интерактивной презентации будет достаточно?» — неопытный педагог растеряется.
А опытный знает: стратегия урока должна быть такой, чтобы держала класс в тонусе на протяжении 45 минут. Кроме того, он уже знает, какая подача какому классу подходит, ведь он работает с ними не один год. Понимает, какие методы эффективнее влияют на освоение материала.
Если вы успешно с этим справляетесь, то у вас прокачан очень важный hard skill.
А если вы — молодой педагог и находитесь в поиске подхода к ученикам, следуйте простым рекомендациям:
— Внимательно наблюдайте за учениками, за их реакцией, в зависимости от того, как вы подаете материал;
— Регулярно изучайте новые методы подачи информации. Современные курсы повышения квалификации с акцентом на методологию преподавания — отличный выход.
2. Объективность в оценивании.
Многие учителя согласятся: быть объективным, оценивая работы учеников — это особый hard skill. Но иногда реальность, уникальные случаи в практике просто не соответствуют «стандарту на бумаге» .
Например, ученик во время написания эссе по истории к ЕГЭ, не набрал баллов по некоторым критериям, но описывая исторический контекст, заметил обоснованную причинно-следственную связь, которой нет даже в учебниках. Вопрос: как правильно поставить ему оценку, чтобы соблюсти критерии оценивания и при этом поощрить за находку?
Кроме того, мышление человека отличается субъективностью, а учителям каждый день нужно относиться к каждому ученику одинаково: никого не выделять, оценивать работы только с педагогической точки зрения. И не у всех это получается. Этот навык приходит с опытом.
Опытный педагог понимает, чтобы объективно оценивать контрольные, работу учеников на уроке, нужно всегда разделять личное отношение к ученику и учебный процесс. Только вот, если при оценивании работ учителю легче соблюдать критерии, то с устными ответами сложнее, потому как все происходит в моменте, и свое истинное отношение сложнее контролировать.
Объективность в оценивании — действительно ценный навык, когда ученик не симпатичен или написал особенную работу.
Как быть если вам не хватает объективности?
- Попросите совета коллег, перенимайте опыт.
- Формируйте свой алгоритм объективного оценивания на все случаи жизни, который бы не противоречил официальным критериям оценки проверочных работ.
3. Навык работы с детьми с ОВЗ
Сейчас встречается все больше инклюзивных классов — вместе с обычными детьми учатся дети с особыми возможностями здоровья. Умение правильно организовать учебный процесс в таком классе — важный навык.
Педагог просто не может быть уверен в том, что в его класс не переведут ребенка с нарушением физического или психического развития. Наоборот, школы уже открывают свои двери для таких учеников, а администрация настоятельно рекомендует учителям проходить курсы повышения квалификации в сфере инклюзивного образования.
Поэтому, если в вашем портфеле профессиональных навыков будет этот hard skill, вы будете очень ценным педагогом.
Что делать?
- Регулярно проходить курсы повышения квалификации
- Применять знания на практике как можно скорее
Разумеется, наличие педагогического образования по умолчанию считается самым важным жестким навыком для того, чтобы учитель мог преподавать.
Сегодня мы рассмотрели неочевидные hard skills, которыми стоит обладать любому воспитателю, учителю, репетитору, ведь если убрать эти три пункта из скелета профессиональных навыков, идентичность преподавателя серьезно пострадает.