Найти тему
Реальный бизнес

Если тебя сбил беспилотник, кому предъявлять претензии?

Оглавление

Ошибки водителя вызывает 94% обычных автомобильных аварий. Как полностью, так и частично беспилотные автомобили (БА) могут значительно снизить эту статистику - когда они станут более совершенными. Между тем, с 2014 года в штате Калифорния, где идет активное внедрение БА, произошло более 30 аварий с их участием.

Таким образом, ясно, что аварии, травмы и смертельные случаи вряд ли исчезнут, когда и если БА станут более распространенными. БА будут врезаться друг в друга, в обычные автомобили, а также сбивать пешеходов и велосипедистов.

Итак, вопрос: Когда речь идет о ДТП с участием БА, кто является ответственным?

Нет четкого ответа

Эксперты говорят, что, когда компьютеризированный водитель заменяет человека, компании, стоящие за программным и аппаратным обеспечением, оказываются в зоне повышенной юридической ответственности, а не владелец автомобиля или страховая компания человека. Но грань между ответственностью человека и машины не всегда ясна.

БА находятся в тестовом режиме в разных городах США и Европы. Еще не полностью автономные, они требуют внимания водителя-человека. На сегодняшний день несколько аварий показывают, что БА предупреждал своего водителя, чтобы он отключил режим автопилота и взял под свой контроль транспортное средство. Означает ли это, что ответственность за аварию несет водитель-человек?

-2

После фазы тестирования БА, когда люди действительно решат ездить на них, а не просто участвовать в испытаниях, произойдет ли изменение юридической ответственности и обвинений?

В случае со смертельным исходом в дорожно-транспортном происшествии в Аризоне, когда жертва, похоже, перебегала неосвещенную проезжую часть, первоначальное полицейское расследование показало, что, возможно, виноват пешеход. В итоге проблема оказалась в программном обеспечении.

-3

В конце концов, у БА в один прекрасный момент может не быть человека за рулем или даже не иметься руля, так как же может вмешаться пассажир-человек? В этом случае ответственность неизбежно придется брать на себя автопроизводителям.

Это нормально, потому что к тому времени, когда полностью автономное вождение станет реальностью, автопроизводители, такие как Volvo, Mercedes и Google, уверены, что их технологии будут настолько совершенны, что они смогут вывести водителя из эксплуатации и ответственности почти полностью.

-4

Правила для автоматизированных систем поддержания полосы движения (ALKS, Automated Lane Keeping Systems) были недавно приняты на Всемирном форуме, посвященном правилам для транспортных средств. Форум проходил под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН (UNECE). Принятые правила применимы к беспилотным автомобилям 3-го уровня автономности. 3 уровень означает - беспилотник, который может ездить автономно в определенных ситуациях: например на шоссе, но при этом водитель должен постоянно быть готовым взять управление на себя в случае непредвиденной ситуации.

Что в итоге?

Хотя по-прежнему существует большая неопределенность в отношении эффективности и удобства использования взаимодействия человека и БА, эра беспилотников движется вперед и продолжает обещать повышение безопасности вождения.

Ну а Россия пока далеко в хвосте Европы и США. Даже Яндекс, из-за российского законодательства, вынужден испытывать свои беспилотники в других странах. Поэтому можем сидеть на попе ровно, эра беспилотников нам в ближайшее время не грозит. Лет 15 у нас точно есть, на горячо любимую бюрократию и разработку законодательной базы. Мы же не можем взять успешный опыт других стран, а как обычно пойдем своей дорогой.