Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный – на богатой ; а кто не послушается, тому смертная казнь...
(М.Д. Бальзаминов)
Безусловным классиком русской драматургии является Александр Николаевич Островский, чьи пьесы, как подмечено критиком Добролюбовым, носят подчёркнуто национальный характер. Избрав метод драматического повествования, Островский сделал своим инструментом театр – наиболее доступный и понятный большинству.
Период литературного творчества Александра Николаевича совпал с демократическим течением в русской культуре, обращённым к народу. Поднимая в произведениях высокоморальные темы, Островский раскрывал их читателю посредством судеб своих героев: купцов, дворян, чиновников, прислуги и даже цыган.
Буржуазия, зародившаяся в результате реформ императора Александра II, стала обретать силу и влияние, но не статус. За материальным состоянием буржуа прятались весьма посредственные мещанские нравы, высеивающиеся ещё в бессмертных произведениях французского классика Жана-Батиста Мольера.
В Российской Империи, именно произведения Островского стали зеркалом, отражающим «дремучесть» и «затхлость» купеческого дома, боящегося всего нового, нестабильного (пьеса «Гроза»); безнравственность и бездушность, олицетворением коих стал образ Паратова, прожигателя жизни, не гнушающегося состоятельных купчих.
В «Тяжёлых днях», характеризуя московское купечество от лица Досужева, Островский пишет, что тот теперь живёт в «пучине», изучая «нравы одного очень дикого племени». Примечательно, что в этом произведении, герои объёмно рассуждают о пользе книг, умных словах…: умные книги «нетвердым умам читать нельзя», пишут их «от заблуждения» да и вовсе читать не надо, так «меньше думается».
Позднее, выдвигая в «Бешенных деньгах» тему о просвещении купечества, Островский знакомит нас с Саввой Васильковым: «окающим» честным промышленником из провинции. Понимающим по-гречески, по-арабски и чуть по-татарски. Интересуясь инженерными сооружениями, Савва Геннадьевич посетил Англию, где строился Суэцкий канал, а оттуда прямиком направился в Крым и оказался в Москве, подумывая жениться. Оказавшись с разбитым сердцем, Васильков изрекает сакраментальную фразу: «Душа моя убита».
Не оставляя в стороне любовную линию, принимая её во многих произведениях за основу, Островский большое внимание уделяет женским характерам. Его героини – тонкие, чувственные и беззащитные. Яркий образ Ларисы Огудаловой, героини «Бесприданницы», рисует нам смирившуюся со своей судьбой молодую девушку, отчаявшуюся вступить в брак по любви, чью судьбу решает брошенный жребий. В противоположность встаёт Катерина из пьесы «Гроза». Катерина, истерзанная своею участью, своевольно вершит судьбу бросаясь в воду. Посыл, который несут героини пьес Островского – «жалкая слабость: жить хоть как-нибудь».
Поразительная скрупулёзность в проработке образа каждого героя, тонкий психологизм и эмоциональность оживляют героев пьес Александра Николаевича Островского. Естественность характеров героев позволяет и сегодня узнать многих современников: тешащие свой внутренний огонь дикого консьюмеризма, пренебрегшие моралью и этикой; оставившие в стороне глубокие и прочные знания, довольствующиеся поверхностной эрудицией; и просто не знающие, что же делать им со своей жизнью.
Литература становится классической приобретая актуальность на все времена, сдержанно и точно описывая жизнь и характеры, поднимая перед читателем вечные вопросы.
Текст: Александра Пешкова
Фото: свободные источники