Аппетит, как известно, имеет свойство приходить во время еды. Надо сказать, аппетит у надменного и воинственного султана Мехмеда II, после взятия Константинополя, разыгрался не малый. Его сердце горело огнем мести по отношению к венграм, дерзнувшим угрожать ему, в лице Яноша Хуньяди, когда Мехмед осаждал Константинополь.
Хуньяди сам желал реванша за поражение в Крестовом походе под Варной и лишь нерасторопность Римского Папы Пия II не позволила ему собрать новое войско в Крестовый поход для снятия осады с Константинополя.
Дерзкий молодой Мехмед объявил в 1455 году послам Сербии, Венгрии, Австрии и Италии:
«Передайте своим правителям, что вчера я устроил пир в столице ромеев. Скоро я приду позавтракать в Белград, обедать буду в Будапеште, а ужин будет в Вене!.. Я могу указать единственный путь к спасению для ваших правителей: станьте мусульманами и платите мне дань – и только так избегните приуготованной вам погибели!»
Начало осады Белграда
План султана, по ведению агрессивной войны с целью завоевания стран Центральной Европы, на первоначальном этапе состоял в овладении последними сербскими территориями, не покоренными османами.
Сухопутные силы османов вышли в поход из Эдирне и 1 июля 1456 года вышли к Белграду. Их численность по современным оценкам составляла от 60 до 100 тысяч человек, а в ранние времена называлось число до 160 тысяч человек.
Многочисленные орудия, сокрушавшие до этого стены Константинополя, общим количеством до 300 единиц также были задействованы в этой осаде. Для того времени не было крепости способной бы выстоять под ударами турецкой артиллерии. Со стороны Дуная крепость была блокирована турецким флотом, численностью до 200 судов.
Укрепление крепости и армия Хуньяди
Хуньяди предполагал ход развития событий на театре боевых действий, поэтому заблаговременно, практически за свой счет, провел реконструкцию и укрепление Белградской крепости, снабдив припасами и вооружив венгерский гарнизон. Превратив относительно слабый средневековый замок в сильное укрепление, лучшую крепость на Балканах.
По внешнему периметру первой линии обороны были выстроены каменные одиночные стены, так называемый «нижний город». «Верхний город», - был образован кольцом из двойных стен, внутри которого находился внутренний замок – донжон, который был последним рубежом обороны.
Основной гарнизон состоял из регулярных войск венгров, до 7 тысяч человек. Руководил защитой крепости свояк Хуньяди, Михай Силадьи. Кроме того, в состав войск обороняющихся входили сербские воины из состава дружин феодалов, немного наемного войска и немногочисленные группы австрийских, чешских, польских, немецких и итальянских рыцарей, сражавшиеся по причине данных ими обета крестоносцев – бороться с мусульманами везде, где идет с ними война. Общая численность гарнизона была в пределах 12 – 15 тысяч.
Помощи ждать не стоит...
Сам Хуньяди, отчаявшись получить военную помощь при посредничестве Римского папы для нового Крестового похода, при помощи монахов-проповедников собирал ополчение для отражения исламской угрозы нависшей над Европой. Трансильвания и Саксония помочь отказались.
Испания на словах всецело поддержала обращение Папы Римского о помощи, но по факту все силы её правителей были связаны борьбой с нашествием мавров, и ничего, кроме вдохновляющих писем они не выслали. Франция и Англия, высказали сочувствие стоящей на краю гибели Сербии и даже организовали сбор «крестоносной десятины», но сколько-нибудь крупной военной помощи в виде воинов от них не последовало, а собранные средства они оставили в основном себе.
Продолжение: Как султан Мехмед «по шапке получил»
Все статьи по теме: #мир истории_османская империя
Статья написана для канала «Мир истории», автор: Лочуков Денис
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)