В упрощенном варианте все предельно понятно: в видеокартах с RTX есть поддержка новомодной трассировки лучей, а в прочих ее нет. Если утрировать, то это верно, но не совсем.
Сама по себе трассировка лучей - это алгоритм, который позволяет реализовать освещение в видеоиграх более реалистично. С этой технологией свет распространяется почти так, как ему и положено в реальном мире, а не скрупулёзно вручную настраивается руками левел-дизайнеров.
На самом деле, трассировка лучей - штука очень старая. Первый алгоритм, позволявший это сделать был написан еще в 1967 году. Более того, запустить алгоритм трассировки способна любая видеокарта, а сама трассировка широко применяется в разработке видеоигр и кинематографе уже последние лет 15.
Проблема в том, что трассировка крайне требовательна к ресурсам видеокарты. Запустить то ее можно, а вот вычислительных мощностей на что-то другое уже не останется.
Поэтому мощность видеокарты следует увеличить. Желательно таким, образом, чтобы стоимость карточки не взлетела до совершенно неадекватных значений.
В RTX видеокартах используется дополнительный вычислительный блок, отвечающий сугубо за трассировку лучей и совершенно бесполезный в играх, где эта технология не используется.
Давайте представим такую аналогию:
Вот есть в компьютере центральный процессор - он умный, но работает сравнительно медленно. Есть графический процессор - он поглупее, спектр задач, которые он способен выполнять существенно уже, чем у ЦП, но зато и работает он быстрее. А блок RTX совсем уж глупый, может выполнять очень узкий спектр задач, но делает это еще быстрее.
На самом деле, трассировка лучшей - это не только про графику и свет, а сама эта технология используется в видеоиграх довольно давно, ограниченно, но зато не требует специальных видеокарт.
К примеру, глобальное освещение в War Thunder работает по принципу трассировки лучшей. Звук в большинстве игр - это тоже трассировка. В старых шутерах зачастую пуля, выпущенная из оружия, была не физическим объектом, а, проще говоря, невидимой линией, протянувшейся от оружия к ближайшему препятствию - это тоже трассировка.
Станет ли RTX будущим и придется ли всем геймерам, со временем, пересесть на RTX видеокарты? Да. Уже в ближайшее время начнут появляться игры, которое без RTX карточки запустить не выйдет.