Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

Композитор Олег Иванов: истории про хорошие песни

Однажды я попал на фестиваль, главным гостем которого стал известный советский композитор Олег Иванов, автор песен «Товарищ», «Расцветает краснотал», «Олеся», «Горький мед» и многих других. Под несмолкающий гром аплодисментов Олег Иванов исполнил самые знаменитые свои шлягеры, а в финале гала-концерта петербуржский певец Сергей Зыков познакомил публику с новыми творениями композитора.

За кулисами концерта мне удалось пообщаться с композитором.

- Олег, в 2020 году исполнилось 50 лет вашему первому хиту - песне «Товарищ». Как появилась эта песня?

- Я тогда был студентом Алтайского медицинского института, но, начиная с первого курса, писал песни, - рассказал Олег Иванов. - В одном из перерывов между лекциями мой сокурсник Анатолий Бендерук достал из портфеля зеленую книжечку избранной лирики Александра Прокофьева и говорит: «Олег, возьми и почитай! Прекрасный поэт! Может быть, ты найдешь у него слова для своих песен».

Я пришел домой, открыл - и на второй странице было стихотворение «Товарищ». Я прочитал и сразу наметил: это – первый куплет, это - припев, это – второй куплет. Последние две строчки в песню не стал брать. Там смысл такой, что республика наша встает от северных морей до южных. Замечательные строчки, но в песню они никак не ложились. Я сел за пианино, поставил слова на пюпитр – и спел песню.

- То есть мелодия уже присутствовала в этих стихах?

- Мелодия рождалась в эти три минуты. Я ее спел - и потом не изменил ни одной ноты. Тут же позвонил своему другу Толе Макееву, клавишнику музыкального ансамбля Алтайского политехнического института. Спел ему по телефону. Он кричит в трубку: «Олег, прекрасная песня!»

Я дружил с двумя московскими композиторами, моими сверстниками - Сергеем Дьячковым, автором песен «Алешкина любовь» и «Мы вам честно сказать хотим», и Додиком Ефимовым, музыкальным руководителем ансамбля певицы Аиды Ведищевой. Приезжая в Москву, я часто останавливался у них дома. А приезжал я в Москву с песнями. Не за песнями, а с песнями. Со своими. И когда в тот раз спел песню «Товарищ», Додик говорит: «Давай, я Аиде покажу!»

Сережа удивился: «Да ты что?! Эту песню должен вокально-инструментальный ансамбль исполнять!! С гитарами! Чтобы с драйвом!»

«Сережа, ты просто не знаешь возможности Аиды!» - говорит Додик.

Аида взяла песню и поехала в Монголию, где выступала в советских военных гарнизонах. Обкатала ее в Монголии с огромным успехом. А вернувшись в Москву записала песню на радиостанции «Юность».

- Какая была реакция, когда вы услышали свою песню по радио?

- Когда ее в первый раз передали по радио, я ее не услышал. И только где-то в половине третьего ночи мне позвонил Володя Фарафонов, бас-гитарист ансамбля Алтайского мединститута, которым я руководил, и закричал: «Олег, включай радио! Твой «Товарищ» победил на Всесоюзном конкурсе!» Я радио включил – а песня уже прошла. И я уже не спал. И только в 7 или 8 утра песню передали еще раз. Это была волна, на которой передачу повторяли для Сибири и Дальнего Востока.

Ну, какая была реакция? Счастье!

- А что было дальше? Дьячков отвел к Слободкину?

- Да, Сережа Дьячков показал Павлу Яковлевичу Слободкину, руководителю ВИА «Веселые ребята», мои новые работы – «Песня, моя песня», «На чем стоит любовь», «Рыбацкая песня» и «Тебе все равно». Когда «Веселые ребята» их сделали, я стал, как сейчас говорят, хитмейкером. Так студент сделался фаворитом молодежи.

- Слободкин, какой он был?

- Он был очень остроумный, непростой, с долей скептицизма, обладал академическим образованием, которое позволяло ему разобрать любое произведение, будь это рок, поп или академическая музыка.

- Он сразу поверил в эти песни? Или у него присутствовала какая-то доля скептицизма?

- Если бы ему они не понравились, он бы не стал ими заниматься.

Я был на записи песни «На чем стоит любовь», которая происходила на «Мелодии». «Веселые ребята» играли «живьем», а на гитаре – Вячеслав Добрынин. Он считался тогда очень хорошим гитаристом. Писали на 4 дорожки: на две дорожки – инструментал, на две - вокал.

«Песня, моя песня» - ансамблевая песня, а «Тебя все равно» спел Юра Петерсон. Мы познакомились с ним, когда он еще работал в «Веселых», но больше стали общаться, когда Юра стал петь в «Пламени». Это был супермузыкант и вокалист об Бога. Достаточно вспомнить две бессмертные песни, которые он спел - «Снег кружится» Сергея Березина и Лидии Козловой, супруги Михаила Танича, и мою «Тебе все равно» на стихи Онегина Гаджкасимова. И еще он был очень интеллигентным, и при этом очень ранимым человеком. Для меня он был далеко нерядовой фигурой.

- Когда вы услышали свои песни, какова была ваша реакция? Вы так их себе представляли?

- Как правило, исполнители очень много привносят своего. И если это хорошо, я только благодарен, я счастлив. Вы не представляете себе, как много привнесли музыканты ансамбля «Сябры» в мою песню «Олеся». Я был в 1978 году на записи «Олеси», и когда полилась музыка (это было еще до записи вокала, они записывали инструментал), я даже засомневался, что это я написал, настолько это было божественно, когда она зазвучала!

- А есть ли история песни «Горький мед»?

- Мой отец Борис Афанасьевич Иванов в очень большом количестве покупал для меня стихотворные сборники. Не важно, знал он этого поэта или нет – для меня он покупал. Однажды он подарил мне сборник поэта Владимира Павлинова, и я там нашел стихотворение «Горький мед». Я тогда жил в Новосибирске и учился в консерватории, очень много выступал перед молодежью, играя живьем. У фортепиано стоял микрофон, и я играл и пел свои песни. И эта песня всегда вызывала море эмоций. Многие девчонки в зале плакали.

Однажды в Новосибирск на гастроли приехал ансамбль «Самоцветы». Я показал музыкантам эту песню. Юрий Маликов и его музыкальный руководитель Виталий Кретюк прослушали песню, сказали: «Спасибо, Олег!» - встали и пошли.

Я уныло плетусь за ними и мрачно думаю: «Ну, почему такая реакция?!» У меня такое было ощущение, что у них тогда какие-то проблемы имелись вне сцены. Меня догоняет жена Маликова и говорит на ухо: «Олег, не расстраивайся! Песня потрясающая! «Самоцветы» ее петь будут!!» И она смогла решить с Юрием Федоровичем этот вопрос по-семейному, и Аркадий Хоралов совершенно гениально ее спел. И песня стала знаковой.

Потом я познакомился с автором слов Владимиром Павлиновым, и оказалось, что это – очень трагическая история. У него были очень непростые отношения с женой, которую он горячо любил, а она его – нет…

- Вы пишете сегодня новые песни?

- Сейчас в основном востребованы старые песни, которые были написаны 50 лет назад. Люди просят песни «Товарищ», «Горький мед», «Олеся», «Зацветает краснотал»… Когда эти песни звучат, расцветают даже лица молодых людей, которые наблюдают, как радостно воспринимают эти песни люди старшего поколения, из мамы и папы, бабушки и дедушки. Эти песни являются тем явлением, которое объединяет и скрепляет и нашу нацию, и поколения.

-2