В фондах филиала Музея-заповедника "Бородинское поле", Можайском историко-краеведческом музее хранится уникальный цветной офорт «На новой планете» (1990-е гг.) нашего земляка, талантливейшего художника Анатолия Веселова.
Какие яркие, просто космические краски, на земле таких нет! Объемный космонавт с простертыми в открытое пространство руками шагает навстречу неизведанному, но благодаря сенсационному прорыву страны Советов ставшему реальностью космическому будущему. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», - наверное, после полета Гагарина и дальнейших успехов отечественных ученых, конструкторов и космонавтов, так думал каждый советский человек. Так думал и наш сегодняшний герой.
Анатолий Веселов - ребенок войны, детство прошло в северном Поволжье. Студент Палехского, а затем Горьковского художественного училища (прикладное искусство, иконопись). Много путешествовал по Сибири. С 1968 г. жил между Москвой и Можайском, организовал великое множество выставок, член общества «Сенеж» при Союзе художников СССР. Автор серий «Наука – сегодняшней деревне», «Марш Мира», «В начале космической эры» и др. Работы экспонируются в Европе, Канаде, США, приобретены и выставляются в десятках музеев России и зарубежья, находятся в частных коллекциях по всему миру.
Для Веселова, с его тягой к вселенскому охвату явлений, тема космоса, столь популярная у художников-семидесятников, явилась настоящим откровением. Герой Анатолия Ивановича – романтик и исследователь, входящий в новую для себя роль – инженера-конструктора, космонавта. Писавший до этого много об агрономии советской деревни и трудовых заводских буднях, художник продолжает эти сюжеты в теме космической, где последняя – праздничный, хрупкий эксперимент. Дальше – больше.
Творческая фантазия автора устремляется в область монументального, величественного строя, обнаруживающего близость стилистике барочной плафонной живописи с ее зрелищностью, пространственной и временной незамкнутостью, эмоциональным подъемом. Апофеозом космической темы стали известные офорты Веселова «Спираль развития жизни во Вселенной», «Космический гороскоп», серия «День, когда полетел Гагарин». Развитие человеческой истории художник видит частью истории Вселенной как единой мировой души.
Какого масштаба личность, какой талантливый художник! Анатолий Иванович ушел из жизни в 2018 году. К счастью, память о нем живет в оставленных в его работах, в созданном им в Можайске Доме художника и, конечно, в сердцах работавших и друживших с ним людей. С одним из них, заслуженным художником России и нашим земляком Евгением Долгачевым, нам удалось пообщаться.
Е. Д.: Я приехал в Можайск из Сибири после армии, был 1976 год. С Толей познакомились в можайском ДК на выставке. Он сразу спросил: «Женя, какие плакаты? Что ты тут делаешь вообще?» И по его протекции меня пригласили в Отдел культуры, жилье выделили. Мы с ним совпали в том, что писать видочки – это не мое, хотелось глубины в творчестве. От малых художественных форм он меня настроил перейти к масштабным работам, к большим холстам.
- Веселов придал вам творческой смелости?
Е. Д.: Да, поддержка от него большая была. Он вообще очень общительный, активный был человек, из разряда людей, которые не сидят на месте. Он Можайск, как улей, всегда шевелил. И в Москве все открытия-закрытия выставок, встречи, капустники – всегда участвовал, везде первый, яркий, как… революционер. Мы в художественной среде шуточно всегда называли его Лениным. Переубедить его было катастрофически сложно.
- С 1978 г. Анатолий Иванович - член Союза художников СССР. Как повлияло это событие на его жизнь?
Е. Д.: Толя жил в Москве, преподавал в своей студии на Русаковской. Стал активным участником всех творческих дач. В основном на Сенеже. Там по два месяца проходили так называемые «космические потоки», участниками которых становились и люди творческие, и космонавты: Джанибеков, Севастьянов, Леонов. Меня Толя приглашал туда, было безумно интересно. Полет Гагарина – мы ворвались в космос – творческий подъем в культуре и искусстве – новые возможности – отрыв туда, на другую, новую планету…Новые работы, новые решения, жизнь бурлила и была на подъеме.
- О характере Веселова что скажете?
Е. Д.: Отличительная черта – откровенность. Если сталкивался с какой-то неискренностью в искусстве либо чем-то отжившим, он открыто об этом говорил, в лицо. Врагов куча было, но и тех, кто его уважал, достаточно. Он очень легко сходился с людьми, коммуникативный был, никого не оставлял равнодушным.
- Что отличало его работы?
Е. Д.: Помню, когда заходишь в Манеж, его работы издали бросались в глаза. Они были настолько узнаваемыми, что и авторство можно не подписывать: свой индивидуальный язык, своя пластика. Толя же вышел на цветной офорт, до этого было черно-белое решение. Причем при состыковании двух форматов получались работы внушительного размера, непривычно большие, нетрадиционно.
- Техника офорта – трудная?
Е. Д.: Несомненно. Это цинк, травление по нему. И все это в обратном, зеркальном отражении. А потом проходит через печатный станок. И как печать получилась – не получилась, попал ли в цвет. Очень трудоемкая работа, ночами работал с учениками, я сам был свидетелем.
- Был трудоголиком, получается?
Е. Д.: Не то слово! До фанатизма, никогда без дела не сидел. До конца вел активную жизнь в искусстве, постоянно выставки, поездки, пленэры. Он себя не жалел. Здоровье только начало подводить. Работа в полуподвальном помещении, кислоты, травление цинком, непосильные нагрузки на организм.
- Как у космонавтов…
Е. Д.: Сказалось на здоровье. Проблемы с легкими начались, а потом с сердцем, инсульты.. Я помогал супруге его сюда перевозить. Детей у них не было. Коллекция работ его принадлежит художественному фонду «Бородино», нашей галерее. В доступе посетителей всегда.
- Большая утрата для можайской земли. И для искусства. Спасибо за беседу!
****
Материал подготовлен специалистом по связям с общественностью А. Ягудиной